– Галина Викторовна, когда вы выбрали музыку как профессиональную стезю, закладывали ли вы эту перспективу – стать дирижером?
– Нет. Во-первых, дирижеров массово не готовят. Во-вторых, такого практически не бывает, чтобы музыканту сказали: на, возьми готовый оркестр… Наш оркестр был создан в 1985-м году Виктором Александровичем Салиным, который был его бессменным руководителем до 2016 года. Со временем Виктору Александровичу, моему учителю и наставнику, понадобилась поддержка, и он начал привлекать меня, так что мой путь от баяниста до руководства оркестром был естественным и постепенным. Дирижерскую палочку мне доверили лишь спустя 15 лет работы в коллективе. А если суммарно, то в музыкальной школе я училась шесть лет, в училище – четыре, плюс пять в консерватории.
– Дальше была аспирантура по психологии.
– Которая, ох, как потом пригодилась. Меня часто спрашивают: что в оркестре самое сложное? Самое сложное – это люди; каждый музыкант со своим видением, их все необходимо учесть. Исполнители в оркестре – сложившиеся музыканты-профессионалы высочайшего уровня. Оркестр – это множество «Я», а значит, множество идей. Дирижер интерпретирует музыкальное произведение, не нарушая замысел композитора, закладывая динамическое развитие, темп и характер. Дирижер – это музыкант, который играет на музыкальном инструменте под название «Оркестр».
– Майя Плисецкая однажды сказала: «Настоящий дирижер – это мурашки по коже во время исполнения произведения». И привела пример, как одно и то же сочинение под магической палочкой разных дирижеров звучит то с мурашками, то обычно.
– Да, я тоже испытывала мурашки, например, на концертах оркестра под управлением Евгения Светланова. Между дирижером и музыкантами возникает что-то вроде электрического поля, оно захватывает зал. У каждого дирижера своя манера дирижирования и даже авторская техника. То, что публика слышит на концерте, – это верхушка айсберга, финал, которому предшествует огромная репетиционная работа с оркестром, хором, солистами. И только потом дирижер собирает цельное полотно.
– Каким, на ваш взгляд, сегодня должен быть оркестр народных инструментов?
– Прежде всего, он должен быть современным, созвучным сегодняшнему дню. И, конечно, оркестр должен иметь обширный репертуар, состоящий из нескольких направлений. И это не только обработки народных мелодий, как думают многие… Это оригинальные сочинения для народного оркестра, переложения симфонической музыки, музыка кино. Я вижу публику на наших концертах и с каждым годом с радостью замечаю в зале все больше молодых людей с горящими глазами. Это так трогает!
В нашем доме музыка звучала с моего детства – папа прекрасно играл на гармошке, мама великолепно пела; у нас постоянно проходили домашние концерты, ставшие той питательной средой, которая сформировала меня сегодняшнюю. Создать необходимую среду – в этом, в том числе, состоит задача современного оркестра.
– Ваш оркестр многие годы выдает до десятка премьер в сезон, что считается огромной нагрузкой.
– Развиваться можно только через новый, разнообразный опыт. Мы нацелены не только на расширение репертуарной палитры, но и на поиск новых форматов программ, на общение с музыкантами экстра-класса, каждая встреча с которыми – импульс.
Оркестр подготовил и исполнил уникальные программы: «озвучивание» старых кинофильмов в рамках абонемента «Музыка немого кино» (6+), первый в России совместный концерт оркестра русских народных инструментов с бандонеоном, музыкальные сказки «Руслан и Людмила» (6+) А.С. Пушкина с народным артистом РФ Сергеем Гармашом; «Конек-горбунок» (6+) П. Ершова с народным артистом РФ Владимиром Гинзбургом и заслуженным артистом РФ Эвклидом Курдзидисом; литературно-музыкальную композицию по роману М. Шолохова «Тихий Дон» (12+) с народным артистом РФ Авангардом Леонтьевым; литературно-музыкальную композицию «Наш Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством» (6+) с заслуженным артистом РФ Даниилом Спиваковским, программу «Волшебные струны» (6+), где впервые прозвучали 2-я и 3-я части концерта С. Василенко для балалайки и симфонического оркестра в специальном переложении для народного оркестра (солист – Алексей Таран), мировую премьеру дивертисмента для двух баянов и оркестра русских народных инструментов «Линия сердца» (6+) современного композитора Артема Нижника и многие другие. Последнее сочинение, кстати, написано специально для Оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии и баянного дуэта из Санкт-Петербурга SiBDUO.
– Галина Викторовна, вы часто подчеркиваете: оркестр для вас – вторая семья. А трудно ли работать с мужем в одном коллективе, тем более, если жена – руководитель?
– Мой муж – баянист, в оркестре он играет на ударных инструментах. Конечно, моменты бывают разные, но в целом мы справляемся, так как оба работаем на результат.
40-летний юбилей Оркестр русских народных инструментов имени В.А. Салина отметил концертом, в программу которого вошли 16 шедевров оркестровой музыки. Восьмилетний виртуоз, лауреат краевого конкурса «Русская фантазия» Никита Калякин покорил зал игрой на балалайке. Виолончелист Марк Дробинский (Франция) исполнил Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Чайковского и «Вокализ» (6+) Рахманинова. Домристка Ольга Самарская (Красноярск) солировала в «Фантазии» (6+) И. Фролова и в пленительном «Рондо каприччиозо» (6+) Сен-Санса. В программе принял участие солист и дирижер Шанжун Цзян (Китай), поразив зал глубиной своего баритона. Концерт завершился выступлением народного хора «KAMAFOLK» Пермского краевого колледжа искусств и культуры.
Справка
Галина Токарева родилась в Горьковской обл. Закончила музыкальное училище и консерваторию в г. Горький. С 1990 г. живет в Перми. Художественный руководитель и дирижер оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии. Доцент Пермского института культуры. Кандидат психологических наук. Замужем, есть взрослая дочь.
Автор: Наталья Земскова