Почему известный живописец Петров-Водкин был так привязан к Прикамью

Газета «Звезда» продолжает публикацию материалов, посвященных Пермской художественной галерее, которая вот-вот откроет для пермяков свои двери в новом здании, выстроенном для нее на территории арт-пространства «Завод Шпагина». Мы будем рассказывать о фондах и коллекциях галереи, о том, как они собирались и пополнялись и, конечно, как они будут представлены в новом здании. В этом нам помогут ее сотрудники и хранители.

В предыдущих номерах мы рассказали о коллекции отечественного искусства XX века, чья экспозиционная история на 30 лет была приостановлена после ремонтных работ в галерее в 1990-х годах. Недоступная просмотру богатейшая коллекция скрывает в себе имена выдающихся художников. Об одном из них, Кузьме Петрове-Водкине, мы беседуем с ведущим научным сотрудником галереи Тамарой Шматенок.

– Это крупный и самобытный художник рубежа XIX начала XX веков, который не принадлежал ни к одному из направлений того времени: сильная и цельная личность, ему был не чужд бунтарский дух. В своем творчестве Кузьме Петрову-Водкину удалось соединить классику и авангард. Он был реформатором в живописи, но считал, что обновление искусства должно быть без разрушений канонов прошлого. Мастер создал свою собственную художественную систему, которой невозможно научить и невозможно повторить. А Пермская художественная галерея может гордиться, ведь в ее фондах есть восемь произведений этого удивительного мастера: пять живописных и три графические работы, – говорит Тамара Шматенок.

Поступали они в разное время и из разных источников. Первое произошло в 1937 году. Это был очень красивый рисунок: нежный, тонкий – портрет жены, выполненный итальянским карандашом и углем в 1912 году. Он был передан Комитетом по делам искусств Совета народных комиссаров СССР для усиления советской коллекции. При комитете существовала специальная закупочная комиссия, передающая безвозмездно провинциальным музеям художественные работы мастеров.

– Следующее поступление работ Петрова-Водкина в пермскую коллекцию произошло в 1939 году, в год смерти художника. Работы были переданы его семьей. Скорее всего, это было завещание самого Петрова-Водкина. В 1937 году он приезжал в Пермь на пароходе, который следовал по Волге и Каме. Сохранилась его переписка с женой, в которой в одном из писем он пишет о посещении городов по пути следования парохода. Там он описывает визит в пермскую галерею, пишет, что водил его по галерее директор и далее: «Я увидел тебя». Поступивший портрет в то время уже занял место в экспозиции, чему Петров-Водкин был чрезвычайно рад, – рассказывает искусствовед.

Кстати, путешествие свое на пароходе художник совершал не праздно, он очень хотел увидеть пермскую деревянную скульптуру. О ней он знал из каталога, выпущенного Николаем Серебренниковым, который много сил тратил на его широкое распространение, знакомя с жемчужиной Прикамья художественную общественность. Укорененный в русской культуре Петров-Водкин мечтал увидеть коллекцию вживую, при этом был приятно удивлен, увидев в фондах пермской галереи собственную работу. Таким образом интерес Кузьмы Сергеевича навсегда связал его с нашим краем.

– В 1938 году поступает в пермскую коллекцию две программные работы: эскиз картины «Тревога» (окончательный вариант находится в Государственном Русском музее), посвященный Гражданской войне и натюрморт, выполненный по мотивам Самаркандской экспедиции. В 1921 году Петров-Водкин отправляется в экспедицию в Среднюю Азию как художник, чтобы ознакомиться с состояниями памятников архитектуры и принять меры по их охране. Экспедиции эти в разные регионы Советского Союза совершались нередко. Из Азии художник привез многочисленные этюды, которые позже превратились в законченные произведения. Две эти картины семья художника принесла в дар пермякам, и совсем скоро мы сможем увидеть их в экспозиции нового здания галереи.

В 1945 году в Пермь поступила третья партия работ. Ее тоже передали из Управления по делам народных комиссаров РСФСР – это был «Портрет мальчика» 1913 года. Узнаваемая работа, она находилась в постоянной экспозиции галереи до 1990-х годов.

Галерея продолжала отслеживать наследие большого мастера позже, чтобы еще что-нибудь приобрести в свои фонды. В 1971 году произвели закупку у ленинградского коллекционера. Так к нам в фонды попали две самые ранние работы Петрова-Водкина: два живописных пейзажа из африканского цикла и портрет «Турецкая женщина. Айша», выполненный графическим карандашом и акварелью.

Пять живописных работ откроются зрителю в экспозиции нового здания галереи на Заводе Шпагина, а графика художника будет доступна для просмотра в отдельном кабинете графики, который также предусмотрен в новом пространстве.

Автор: ​Мария Дорофеева