Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
07.12.2025
16+
Общество

«В госпитале понял, что хочу писать»: Александр Григоренко – о своей книге, боях и философии на фронте

«В госпитале понял, что хочу писать»: Александр Григоренко – о своей книге, боях и философии на фронте
Фото: Елена Майорова
  1. Общество
Война – одна из главных тем русской литературы. Сражения, подвиги на поле брани описывали многие русские и советские авторы – от создателей былин, Льва Толстого, Михаила Лермонтова до Константина Симонова, Александра Твардовского, Виктора Астафьева и многих других.

События в Крыму и спецоперация породили новые произведения на тему защиты Родины. На днях вышла в свет книга о СВО под названием «Мобик». Ее автор – Александр Григоренко, директор школы № 87 города Перми, председатель Ассоциации ветеранов специальной военной операции Пермского края, – рассказал в пермском эфире радио Sputnik (16+) о своей повести, реальной жизни на фронте и почему бойцы философствуют в окопах о предназначении России.

История одной повести

«Мобик» – уже не первое печатное произведение известного пермяка. В 2016 году в сборнике «Время Донбасса», вышедшем в свет в Луганске, были опубликованы рассказы бывшего депутата. Также в сборнике «Книга Z» в 2024 году вышел его автобиографический рассказ про СВО.

Летом 2022 года Александр получил в бою тяжелое ранение и оказался в госпитале имени Вишневского в Москве.

– Через какое-то время я понял, что очень хочу писать. Заказал себе через маркетплейс планшет и начал печатать, – вспоминает автор.

Первым из-под пера вышел рассказ «Он же Егор», посвященный погибшему другу и земляку Егору Владимирову. Произведение оценили на конкурсе фонда «Защитники Отечества», так что Григоренко прямо из госпиталя поехал на награждение.

«Мобика» пермяк тоже начал писать еще в госпитале. Герой книги работает на заводе. У него есть девушка. Однажды парня вызывают в отдел кадров, где ему сообщают: «Извини, но мобилизация». После этого жизнь молодого человека круто меняется. Молодой человек попадает сначала на полигон, а потом на фронт – в действующее подразделение.

– Ему повезло, потому что действующее подразделение – это возможность получить опыт от боевых товарищей, которые научат, объяснят, предохранят. Так было в реальной жизни. Те бойцы, которые после мобилизации попадали в действующее подразделение, оказались в лучшей ситуации, чем во вновь сформированном, потому что шансов выжить у них было больше. Это я видел сам, – отмечает Александр.

После этого герой повести идет в свой первый бой.

– Первый бой – это всегда испытание. Становится понятно, на что ты способен и сможешь ли вообще воевать. Вариантов не воевать у героя «Мобика» нет, так как он мобилизованный. Через какое-то время он становится бывалым ветераном. Вообще, человек быстро осваивается на войне, – рассказывает бывший штурмовик.

От стрелка до командира

Первыми повесть прочитали товарищи автора по оружию. Произведение одобрили все без исключения.

– На тот момент, когда я начал писать эту повесть, выходило мало книг о СВО. Во многих из них звучало «нас тут предали», «нас отправили на убой» или «там и тут жесткие бои, мы все поумирали» и так далее, – перечисляет автор. – Я хотел написать несколько другое. Естественно, в моей книге тоже гибнут люди, и идет настоящая война. Я сам это пережил и знаю, что это такое. Но я хотел создать некий положительный образ. Обычного, нормального молодого парня, который до мобилизации особо про войну не думал, а тут вдруг оказался на ней. Некоторые люди считают, что стрессовые условия на войне делают человека хуже. Я, напротив, хотел показать, что в нормальной ситуации все наоборот. Человек, оказавшись на войне в окружении нормальных товарищей, которые его поддерживают, меняется к лучшему, в нем проявляются лучшие его качества. Так происходит в большинстве случаев. Он возвышается как человек.

Спустя какое-то время герой «Мобика», прибывший на фронт рядовым стрелком, становится командиром.

– Человека, у которого есть определенный опыт, сразу берут на заметку, поскольку командиры в боях тоже получают ранения и гибнут. Рядовой солдат должен только уметь пользоваться оружием и выполнять свои боевые задачи. Тебя не заботит, сыто ли твое подразделение. Ты не отвечаешь за обеспечение боеприпасами, наличие бойцов, их боевой и моральный дух.

Командир – это уже другая история. Главный герой с трудом, но справляется с этой ролью, – рассказывает автор.

В фильмах о Великой Отечественной войне разворачиваются масштабные баталии, когда все бойцы разом идут в бой. В наше время такого нет.

– В бой идут обычно небольшими подразделениями – четверками, тройками, двойками. В какой-то период СВО даже стали ходить в одиночку в сопровождении беспилотников. Штурмовая группа должна быть сплочена, слажена, каждый должен знать свои место, роль и задачу. Каждый должен доверять другому бойцу, потому что ты с ним не только в бой ходишь. Ты с ним спишь в одном в окопе или в одном блиндаже. Ешь с ним из одной миски, если миска есть, или из одного сухпайка. Ты полностью ему доверяешь. Это как член семьи, даже в чем-то сильнее. И при этом – твой боевой товарищ, который в любой момент может погибнуть или получить тяжелое ранение. Это особая среда, которая не случайно потом сохраняется и в мирной жизни. У бывших фронтовиков тоже сохраняется потребность в том, что рядом есть товарищи, которые тебя поддерживают, – говорит Александр Григоренко.

В книге практически нет описаний противника.

– По большому счету, мы его практически не видели. В бою противник мелькает вдалеке – на расстоянии 20, 30 и так далее метров. Или лежит уже убитым. Пленные иногда были, но не каждый день и даже не каждую неделю. С мирными жителями мы иногда общались, поэтому их можно встретить в книге, – объясняет пермяк.

Философия фронта

«Мобик» был дописан к лету 2024 года. В повести отражена география, где Григоренко сражался последние несколько месяцев до ранения. Это район возле Кременной в ЛНР – Серебрянское лесничество. Многие боевые эпизоды тоже взяты из реальной жизни.

– Но главный герой - не я. Подразделение, в котором он служит, – это не мое подразделение, не отряд «Шторм», это обычная мотострелковая рота. Полк похож на мой, но все-таки придуманный – и номер его, и название. Большинство героев тоже вымышлены или собраны из нескольких реальных людей. Но двух персонажей – Рыжего и Прапора – я не мог не вытащить из реальной жизни. Эти колоритные персонажи – примерно как два пирата в «Пиратах Карибского моря». Хотя это настолько универсальные герои, что похожие на них есть практически в любом подразделении, – рассказывает писатель.

Кстати, в одном из эпизодов повести все-таки есть упоминание подразделения «Шторм» и командира с позывным Депутат.

В книге очень много диалогов, в том числе обсуждения идеологии, других тем, которые, кажется в мирной жизни, никогда не станет поднимать человек, только что увернувшийся от косы смерти.

– Читателю может показаться надуманным, что бойцы много философствуют. На самом деле это правда. Я нигде не слышал столько разговоров о жизни, политике, войне, как на фронте. В окопах реально часто об этом говорят. Бывало, вернулись из боя и сразу начинают обсуждать, в чем предназначение России. Потому что люди, оказавшись рядом со смертью, начинают задумываться о чем-то более глубоком, чем в обычной жизни. «За ленточкой» есть разные люди – с высшим образованием, без него. И они не только воюют, спят и едят, а еще и много разговаривают, – рассказывает Александр Григоренко.

Продолжение истории

Литература про Великую Отечественную войну массово стала появляться только через 10 лет после Победы. Создавали ее бывшие фронтовики («поколение лейтенантов»), которые взялись за перо после того, как нашли в себе силы осмыслить или переосмыслить пережитое. Захар Прилепин, известный писатель, общественный и военный деятель, считает, что время великих художественных книг о СВО еще не настало: авторы, которые могли бы это сделать качественно, пока не выросли в профессиональном плане.

– Моей целью не было издать книгу, стать писателем, давать интервью. Моей задачей было передать свое представление о войне, о тех людях, которые там сражались. Один редактор мне сказал, что слишком банальный сюжет. Но я и хотел рассказать банальный сюжет об обычном человеке. И я это сделал, – говорит Григоренко.

Кстати, историю героя «Мобика» ждет продолжение. Действие будет происходить 40 лет спустя.

– Пускай он там не главный герой, но он там есть – уже постаревший. В новой книге мы по-прежнему живем в России. Это великая страна, которая победила в СВО, является одной из мировых держав и где сохранены те достижения и изменения времен спецоперации. Сохранился патриотизм, положительное представление об армии и военной службе. Это высокотехнологичная страна, с высоким уровнем роботизации – задатки этого мы видим уже сейчас, в том числе в Пермском крае, который является одним из лидеров в стране по созданию роботов. Немного поменялась социальная структура общества: то, что раньше считалось крутым, таковым уже не считается,– анонсировал свое будущее произведение Александр Григоренко. – И все граждане голосуют по ДЭГ, – шутит он.