«Вера Фигнер» – рейс в историю: команда энтузиастов исследует на дне Сылвы последний колесный пароход — Звезда

«Вера Фигнер» – рейс в историю: команда энтузиастов исследует на дне Сылвы последний колесный пароход

31 января 2021 , 17:58

Аркадий Константинов,
кандидат исторических наук, участник поисковой экспедиции

Показавшийся в темном прямоугольнике полыньи водолаз выдохнул: «Нащупал заклепки!» Сходится: местоположение, клепаный корпус, конструкция, габариты, звезда в серповидном обрамлении на кожухе гребного колеса, отсутствие носа…

Так на дне Сылвы в конце минувшего года был обнаружен колесный пароход, последние десятилетия своего существования называвшийся «Вера Фигнер». Более полувека назад он опустился на дно реки.

Между прочим, его самая знаменитая дореволюционная владелица, по распространенной версии, послужила А. М. Горькому прототипом Вассы Железновой. Однако обо всём по порядку.

На Каму по банкротству

Пароход, первоначально называвшийся «Екатерина», был построен на Муромском заводе инженера-механика Павла Валёнкова весной 1904 года. Там же – двигатель и котел.

Предприятие-изготовитель по тем меркам являлось отлично организованным, оснащенным новейшим оборудованием. Владелец до того с отличием окончил Императорское Московское техническое училище (ныне – знаменитая Бауманка). Судите сами, какой у судостроителя был опыт, если он пустил на воду почти три десятка судов, причем целыми сериями.

Однако заказчика судна – уральского коммерсанта Василия Лукьянова – внезапно объявили банкротом. Суды, опись и распродажа имущества, и последний валёнковский красавец, попав к нижегородской купчихе первой гильдии Марии Кашиной, был переименован в «Харитину» (в честь ее дочери) и отправился сначала на Волгу.

В числе восьми первоклассных пароходов «Харитина» плодотворно и прибыльно трудилась на линиях Нижний Новгород - Казань - Рыбинск - Пермь.

Привязать к мачте!

Мария Капитоновна, оставшись вдовой (муж – развратник и пьяница, состоявший под следствием за растление малолетних, – помер незадолго до суда), сумела не только спасти семейный бизнес, но и обойти конкурентов. Далеко не случайно эта купчиха послужила прообразом главной героини «Вассы Железновой» (1910), знаменитой пьесы М. Горького.

Кашина выигрывала за счет удлинения сроков навигации, гибкой ценовой политики, изящной отделки кают первого класса, комфорта, изысканной кухни для «випов», скорости (тогда, при отсутствии жесткого расписания, судно, которое первым приходило к пристани, и заполучало пассажиров, грузы, почту).

Она ввела порядок продажи билетов, дающих право, сойдя на попутных пристанях (скажем, чтобы погостить, не спеша осмотреть достопримечательности), затем следовать дальше.

У Кашиной действовала система скидок и льгот. Проезд детей в возрасте до 10 лет оплачивался «половиною таксы»; дети до пяти – бесплатно. Вдвое дешевле стоили билеты офицерам и членам их семейств, учащимся. Не забыла она, между прочим, и педагогов:

«Учащие и следующие при них члены семейств… пользуются скидкою в размере 25% с пассажирской таксы II и III классов».

Тут не надо умиляться социально ответственному бизнесу. Нравы царили те еще… Бытописатель начала ХХ века сообщает:

«…Суда были настолько переполнены кладью и пассажирами, что не только присесть, двинуться даже было нельзя. Грязь, духота, грубая пароходная администрация, действия которой порой доходили до привязывания не понравившегося пассажира к мачте или высаживанию на пустынный берег – вот чем вначале отличалось это пароходство.

Открытие Кашинским пароходством первых рейсов в навигации и окончание последними, когда другие пароходы стояли по затонам, давали возможность устанавливать таксу за проезд в третьем классе от Казани до Нижнего Новгорода от 10 до 15 рублей, а стоимость за провоз клади увеличивать до баснословной цены. Это давало возможность быстрого обогащения…»

Красные спасли

…Грянувшие великие исторические потрясения отразились на «Харитине» самым непосредственным образом. Ее переоборудовали в грузопассажирское судно (при необходимости – военно-транспортное). Появился четвертый класс – самый дешевый, на корме нижней палубы, рядом с общими гальюнами, камбузом, подсобными отсеками.

Народу туда набивали до максимально возможной плотности. Трюмы и те оборудовали наскоро сколоченными нарами. На носу и корме установили погрузочно-разгрузочные лебедки, нарастили сходни-аппарели.

Довелось и войска перевозить, и оружие с боеприпасами, и даже баржи за собой тягать. Впрочем, спасло судно то, что в Гражданскую войну оно находилось на территории, контролируемой красными. Потому что колчаковцы имевшиеся у них суда при отступлении сожгли и потопили.

В соответствии с декретом советского правительства от 23 января 1918 года произошла национализация.

Судно модернизировали в конце 1920-х – начале 30-х годов. Оно перешло с твердого топлива (уголь, дрова) на мазут. Штурвал смонтировали с механическим приводом. Установили принудительную вентиляцию.

Преображенный пароход нарекли именем революционерки-народницы Веры Фигнер. Кстати, наряду с ней появилась еще одна народница – «Вера Засулич» (тоже бывшая кашинская «Матрона», с валёнковским двигателем, нижегородскими корпусом и котлом).

Тепло в трюме

Грянула Великая Отечественная… Судну, помимо всего прочего, довелось выполнять миссию по эвакуации в Молотовскую область ленинградских детей.

В Перми живет Людмила Александровна Трубникова, которая помнит все перипетии собственного спасения в деталях, вплоть до названий пароходов.

«В 1941 году меня – десятилетнюю школьницу – и моих одноклассников незадолго до того, как замкнулось кольцо блокады, на поезде вывезли в Ярославскую область. Но опасность подстерегала и там.

Чуть ли не ежедневно бомбежки, железная дорога разрушена. Посадили на пароход «Златовратский» (бывший «Коммерсант», сошедший со стапеля в 1900 году – авт.), – вспоминает Людмила Александровна. –

Потом, у слияния Волги с Камой, по сходням мы перешли на «Веру Фигнер». Разместили в трюме… Речники делились теплом – душевным и в буквальном смысле: протянули вниз пожарные рукава и по ним пустили горячую воду.

К Сарапулу подошли уже по шуге (ледостав). Еще пару дней, и вмерзли бы в лед».

Едва державшихся на ногах от истощения маленьких пассажиров накормили, наскоро провели санобработку, посадили в поезд и повезли в Молотов (Пермь). «Оттуда нашему классу выпало ехать в детдом в селе Тауш…» Начиналась история трехлетнего пребывания юных ленинградцев в молотовской эвакуации, но это уже другая история.

Гибель на Сылве

…Возраст неумолимо брал свое. В 1960 году обветшавшее, изношенное, технически устаревшее судно, списав, начали использовать в качестве летнего дома отдыха для работников телефонного завода. Перспектива открывалась единственная – быть порезанным на металлолом. Со «Златовратским» и «Верой Засулич» произошло именно это.

Причины происшедшего в 1966 году пока остаются неясными. Основные версии: вследствие ослабления заклепок возникла течь; судно накренило ледоходом, и вода хлынула в незадраенные иллюминаторы; при смене места стоянки рванул неумело раскочегаренный котел.

По слухам, кстати, тогда не обошлось без пострадавших. Тогдашнее руководство Камского речного пароходства попыталось замять подсудное дело, а концы – в воду.

Постепенно о судне, опустившемся на глубину до шестнадцати метров, стали забывать. Ну разве что кто-то из старожилов и ветеранов камского флота помнил.

…Потому весть об обнаружении, случившемся поздней осенью 2020 года, отозвалась по всей стране.

Ёлочка на дне

Благодаря усилиям пермяка Владимира Колесникова удалось привлечь к розыскам петербургский Центр подводных исследований Русского географического общества.

На берегу расположился автономный лагерь с жилыми модулями, штабной палаткой, протянута электропроводка, имеется, что уж совсем хорошо, аэрокатер.

– Рады поработать в новом для нас регионе, на интереснейшем объекте, – говорит руководитель центра Сергей Фокин. – А зимняя вода Сылвы куда прозрачней балтийской.

Перед Новым годом нынешняя команда «Веры» поздравила пароход по-дайверски: на его палубу опустили елочку, наряженную игрушками, подаренными Людмилой Трубниковой.

Почтить Ленинград на Сылве

На суше мы будем обрабатывать фото- и видеоматериалы, наводить исторические справки. Предстоит составить 3D-модель, посредством которой можно будет проводить виртуальные экскурсии. Будет смонтирован видеофильм.

На дне начата расчистка объекта. Для большей эффективности требуются откачивающие установки (их обещали прислать питерцы). После расчистки выяснится, какова сохранность объекта в целом. Здешняя вода довольно жесткая, металл в ней корродирует быстро: вдруг при попытках подъема корпус расползется?.. Значит, требуется экспертиза прочности – а это дело затратное.

Освобожденное от ила и обломков, обтянутое страховочными стропами судно, несомненно, привлечет дайверов-любителей. Появится возможность поднять наиболее интересные экспонаты по отдельности – например, рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки.

Стартуют культурно-просветительные проекты, участвовать в которых уже готова Камская археологическая экспедиция (в лице руководителя Григория Головчанского). Интерес к проекту проявили Пермский краеведческий музей, Музей обороны и блокады Ленинграда, музей «Дорога жизни» в Осиновце (Ленобласть). Также намечается сотрудничество с Пермским землячеством в Петербурге.

Планируется установить обелиск на сылвенском берегу. В этом году будет отмечаться 80-летие начала эвакуации ленинградцев на Западный Урал, по такому случаю хотелось бы успеть до осени. Эскиз памятного знака уже готов. Воплощение в камне и металле – за известным пермским скульптором Алексеем Матвеевым.

Да, на всё это потребуются значительные средства. Предстоит искать спонсоров, добиваться государственного финансирования, привлекать гранты. Но это рейс в историю. Значит, полный вперед!

СПРАВКА «ЗВЕЗДЫ»

«Харитина» – 1904 год, Муром, завод Валёнкова.
Корпус железный, клёпаный с шестью переборками и двумя полупереборками, частично железной палубой (1915).
Длина наибольшая, метров: 70,1 (1908); 85,34 (1919); 65,83 (1921).
Ширина наибольшая с кожухами, метров: 16,45 (1908); 15,55 (1919); 15,54 (1921).
Высота по середине длины судна без надстроек, метров: 2,79 (1908); 2,8 (1919); 2,79 (1921).
Осадка при полной нагрузке, метров:
1,42 (1908); 1,55 (1915); 1,42 (1919).
Мощность, л. с. – 120 (1908), 125 (1921).
Топливо: уголь (1904), нефть (1908), нефтеотходы, дрова (1919–1921).
Количество потребляемого машиной топлива: 17 пудов в час (1908); 20 пудов в час (1914), 75 куб. саженей в час (1921).
Котлы. Количество: 2 (1908); 1 (1921). Тип: пролетный (1908); пролетный горизонтальный (1921).
Рабочее давление пара в котлах (атмосфер): 11 (1908).
Площадь нагрева котлов в кв. футах: 2400 (1908); 1200 + 1200 (1915); 2400 (1921).
Ярусов надстройки: 2.
Освещение: изначально керосиновое, затем – электрическое.
Экипаж, человек: 35 (1908); палубная
команда – 31, машинная – 17 (1921).
Пассажировместимость, человек: 1-й класс: 24, 2-й – 42, 3-й – 630 (1908); 1-й – 23, 2-й – 40, 3-й – 103, 4-й – 510 (1914); каютных – 182, палубных – 510 (1921).
Максимальная грузоподъёмность, тонн: 294,83 (1908); 278,45 (1914); 294,83 (1919); 278,45 (1921).



Новости Mediametrics: