В Перми поэзию Пастернака чувствуют кончиками пальцев — Звезда

В Перми поэзию Пастернака чувствуют кончиками пальцев

10 апреля 2021 , 12:31


На передвижной выставке «Сад поэта. Взаимодействие» (6+), открытой на «Заводе Шпагина» в Перми, представлены музыкальные арт-объекты из новой ландшафтной экспозиции «Дома Пастернака» во Всеволодо-Вильве, Александровский район.

Минувшим летом экспозиция была представлена на поляне у этого литературного музея, одного из ведущих в этом профиле на Западном Урале. А осенью 2020-го начала путешествие по городам Пермского края. Ранее с нею уже ознакомились в Соликамске, Чусовом, Губахе и Лысьве.

Стихи с предсказанием

Над созданием этих необычных звучащих арт-объектов трудились трое пермских мастеров-конструкторов: Александр Некрасов, Александр Красовский и Александр Мехоношин, известный по работе с группами «Пагода» и «Джамахирия».

Задача у них стояла непростая: придумать инструменты для людей, не имеющих музыкальной подготовки, и чтобы все солировали по-разному. При этом они не должны дублировать друг друга, но вместе звучать как оркестр.

В результате сейчас в пространстве бывшего цеха выросли (дозволяется и трогать каждый объект, и играть на нем):

∴ било «Незастекленный небосклон» – это ударный инструмент с разнотонно настроенными латунными пластинами. Его звук напоминает звон церковных колоколов на старинных праздниках. Кстати, рама для била повторяет силуэт окна в «Доме Пастернака».
∴ ксилофон «Раскат импровизаций» – ударный же инструмент из деревянных брусков. Здесь уместны стихи, где лирический герой Пастернака любуется природой, радуется пению птиц.
∴ арфа «Запах волн» – трехметровой высоты лира в виде гигантского соснового семечка.
∴ перкуссия «Струнная колесница» состоит из велосипедных колес разного диаметра. Колеса вращаются, спицы тонально настроены.
∴ калимба «Яблоневый прибой» – мелодический инструмент с двумя разнообразно звучащими ярусами (щипковый язычковый идиофон и нижний ударный).
∴ гадательное устройство «Судьбоносные стихи» – четыре полых деревянных барабана на оси, у каждого из которых свой звук.

Единственный арт-объект, который не повезли в Пермь, – шумовой инструмент «Стальной хрусталь». Его масса 180 килограммов, он остался на своем месте во Всеволодо-Вильве, с северной стены музея.

Поэта вернули в детство

Идея будущего проекта появилась, не преувеличение сказать, из воздуха. Как-то Екатерина Лившиц, музыкант и культуртрегер, нынешний арт-директор «Сада поэта», спешила по окрестностям бывшего дома управляющего Всеволодо-Вильвенскими заводами имения Саввы Морозова. На дворе стоял тридцатиградусный мороз.

Екатерина разговаривала вслух сама с собой и вдруг заметила, что при пронзительно сухом морозном воздухе ее голос звучит музыкально, да так чисто, что практически… идеально. Так ее озарило: здесь должны стоять огромные инструменты и звучать стихами Пастернака!

Творчество Бориса Леонидовича, который жил во Всеволодо-Вильве в 1916 году неполные полгода, кстати, и отличается особой музыкальностью. Она была у Пастернака с детства: его мать была вундеркиндом, со своих восьми лет выступала с концертами. Позднее выпускница Венской консерватории, по сути, пожертвовала музыкальной карьерой ради семьи.

Юный Боря впитывал музыку уже во чреве матери, а с тринадцати лет занимался фортепиано, проходя путь, кстати, не исполнительства, а сочинительства. Его первые творческие опыты в композиции одобрял сам Александр Скрябин, выдающийся русский композитор.

При этом, по замыслу инициаторов, новая экспозиция изначально предназначалась людям с ограниченными возможностями организма. Арт-объекты (те самые большие музыкальные инструменты из екатерининой мечты – ред.) призваны помочь облегчить восприятие экспозиции литературного музея слабовидящим и незрячим посетителям, открыть им поэзию Пастернака.

– Такого рода люди иначе воспринимают визуальные образы, – рассказывает Екатерина Лившиц. – Мы, в принципе, стремимся уйти от типичной диспозиции, когда есть экскурсовод, а напротив него слушатель. Хотим, чтобы человек сам извлекал созвучие…

Весной 2019 года идея оформилась в заявку в Фонд президентских грантов. Так во Всеволодо-Вильве появилась инклюзивная ландшафтная экспозиция. Арт-объекты снабжены описанием на азбуке Брайля.

Впрочем, экспонаты интересны и обычным посетителям. Когда летом музыкальные экспонаты стояли по месту постоянной прописки, на поляне возле музея, эксперименты с ними сопровождались и стихами Пастернака, звучавшими в исполнении победителей конкурса, который музей проводил зимой 2019–2020-го (подробнее см. «Звезду» от 26 февраля) – всё как задумывали инициаторы.

Выставка на «Заводе Шпагина» доступна до 19 апреля. Вход бесплатный, по предварительной записи. Организаторы планируют провести цикл программ арт-медиации для взрослых и детей, в том числе для граждан с инвалидностью.

Маргарита Неугодова
На правах рекламы
Подробнее – в группе «Дома Пастернака» «ВКонтакте» (18+).



Новости Mediametrics: