Сердце Дягилевского фестиваля распахнуто круглосуточно — Звезда

Сердце Дягилевского фестиваля распахнуто круглосуточно

19 июня 2021 , 16:15


XIV международный Дягилевский фестиваль (16+), проходящий в Перми, близок к завершению.

В его афише – сто пятьдесят событий, в его концертах и вечерах занято свыше трехсот музыкантов. Сердце форума – фестивальный клуб на «Заводе Шпагина», основной площадке проведения, – распахнуто круглосуточно…

Ржевский не поручик

Формат Дягилевского таков, что сегодня вы идете на концерт приглашенной звезды, а завтра беседуете с этой звездой на дорожках завода. Многие из участников Дягилевфеста в России выступают нечасто, как, например, пианист Йоонас Ахонен, который ездит из Вены в Швейцарию, из Швейцарии в Париж, и – опять в Вену. Так что для многих его выступление в пермском Органном зале – едва ли не единственная возможность познакомиться с этим исполнителем.

Или, например, вы утром приезжаете с ребенком в фестивальный клуб на занятие барабанной школы Megapolis Drums, затем не можете не остаться на лекцию дирижера хора musicAeterna byzantina Антониоса Кутруписа «Византийская традиция: слово и музыка», а после нее сразу же начинается выступление критика Алексея Парина «Музыка и слова в камерном пении».

Вы было засобирались домой, а в клубе уже транслируют концерт Вадима Холоденко – он играл сочинения практически неизвестного у нас современного американского композитора Фредерика Ржевского, – и новую программу пианиста и композитора Антона Батагова «Оптический обман» (16+) на стихи А.С. Пушкина и Даниила Хармса. В общем, примерно вы поняли.

Когда язык еще формируется

Фестиваль представляет новейшие тенденции в музыкальном искусстве, а также новые, зарождающиеся жанры и формы.

Таким направлением в искусстве является, например, перформанс. Его язык еще формируется, и, как пример, мы видим авторскую работу голландского хореографа Нанин Линнинг с дизайнером и видеохудожником Бартом Хессом – танцевальный перформанс Double Helix (16+), «Двойная спираль» о которой сайт zwezda.su недавно рассказывал.

В центре внимания постановщиков «влияние биотехнологий на человеческое тело и общество». Месседж весьма незамысловат: в погоне за усовершенствованием человечество незаметно превратило само себя в подопытных кроликов и мышей. Часть «экспонатов» и в самом деле настоящая «биологическая лаборатория».

Заворожив в начале, она наводит на вас ужас в финале, ее безмолвный вердикт безжалостен. Как объяснил Теодор Курентзис, художественный руководитель фестиваля, Double Helix был создан специально для цехов «Завода Шпагина», как и многие другие проекты.

Музыка без посредника

В основном, участники фестиваля – приезжие звезды. Тем приятнее увидеть в афише хор Parma Voices, которым руководит главный хормейстер Пермского оперного Евгений Воробьёв (на фото).

Этот коллектив родился в феврале 2021 года, и о нем сразу заговорили. А то, что Теодор Курентзис включил в программу Дягилевфеста сразу три его концерта, свидетельствует о многом. Почему он это сделал, тоже понятно.

– Мы хотели бы представить музыку как пространство, которое не обременено трафаретными интерпретациями и не загнано в рамки жестких музыковедческих концепций, – объясняет Евгений Воробьёв. – Для нас важно исполнять музыку без штампов, вне стереотипных трактовок. Мы стремимся дать слушателю возможность получить личный опыт ее восприятия, без посредника в виде масскультуры, – так, как будто он никогда с ней не сталкивался…

Особое место в репертуаре Parma Voices занимает духовная музыка, в том числе произведения, звучащие редко. Как, например, «Страстная седмица» Максимилиана Штейнберга, которую хор исполнял в апреле. В первом фестивальном концерте коллектива – Plorate et gaudete (18+) – на сцену выходил сорок один исполнитель, было восемнадцать солистов. Программа из шести названий завершилась российской премьерой сочинения «Чаша в псалмах хора хоров» (2004) отечественного композитора Александра Кнайфеля.

Многие волновались, конечно. Музыка сложная, планка фестиваля, опять же… Волновались зря. Уровень исполнения – высочайший, голоса солистов вплетены в тончайший узор музыкального текста, и в самом деле «не обремененного никакими штампами».

Два других концерта Parma Voices состоялись 18 и 19 июня в Пермской государственной художественной галерее. В самый тихий предрассветный час здесь прозвучала хоровая музыка композиторов двадцатого века (18+).

Гость на пике карьеры

Особенный гость Дягилевфеста-2021 – композитор Леонид Десятников. Его «Зимой священной 1949 года» в исполнении оркестра musicAeterna фестиваль открывался. На пресс-конференции по такому случаю Десятников назвал это событие пиком своей карьеры, а Теодора Курентзиса – своим ангелом. Кажется, нет такого музыкального критика, который бы не написал о «Зиме-1949» – тем более до Дягилевского Курентзис сыграл эту симфонию Десятникова в московском «Зарядье».

Авторский вечер Десятникова (12+) прошел в Органном зале Пермской филармонии c участием пианиста Алексея Гориболя и тенора Тараса Присяжнюка. А ранее у Леонида Аркадьевича состоялась неформальная встреча со зрителями. Десятников – один из самых исполняемых композиторов современности, разговор с живым классиком – редкая возможность. И он признался, что очень привязан и к Перми, и к удивительному пространству «Завода Шпагина»: «Здесь интересно и очень легко».

Для подкованных

Очень и очень условно концертную программу Дягилевского я бы разделила на две части: одни программы рассчитаны на обычную широкую публику, другие – на меломанов. И вот этих «меломанских» концертов в фестивальной афише всё больше – Дягилевский явно движется в сторону лаборатории.

Взять хотя бы концерт-церемонию памяти немецкоязычного еврейского поэта и переводчика Пауля Целана (1920–1970), который давал musicAeterna.

Сюрпризы начались в самом начале. Во-первых, концерт задержали на целый час, и было такое впечатление, что участники всё еще репетируют, расставляя акценты. Причина этого выяснилась скоро: заявленный дирижер заболел, вместо него за пульт встал Теодор Курентзис.

…В итоге это был даже не концерт, а что-то наподобие мессы, в которой сочинения наших современников Сергея Невского, Алексея Ретинского, Андреаса Мустукиса, Владимира Раннева и Курентзиса тонко переплетались с философскими строками Целана. Сложная, не всегда улавливаемая конструкция. Далеко не последнюю роль играли световые эффекты и мизансцены, когда артисты читали.

Некоторые из текстов звучали… из-под крыши цеха, куда чтец поднимался с фонарем буквально на наших глазах. И это символизировало сакральную вертикаль действа. Которое, наполнившись авангардной музыкой, завершилось внятной красивейшей песней, написанной Теодором Курентзисом. Песню исполняли две солистки – и одна звучала эхом другой.

Или, скажем, ночной концерт в галерее «Псалмы» (18+). В афише никаких опознавательных знаков. Две актрисы и в самом деле читают священные тексты, время от времени прослаивая их образцами современной поэзии. Завершается это действо выступлением вокалистки Рибале Вехбе из Ливана (меццо-сопрано). Редкий, незабываемый голос…
И таких оригинальных концертов в афише немало.

Некогда спать!

Одни из самых чудесных концертов – ночные. Те, которые проходят в Пермской художественной галерее. Минимум света, красноватые ночники, публика собирается и долго ожидает внизу, чтобы, пройдя анфиладу темных галерейских залов, подняться под купол, к пермским богам.

Ныне серию этих концертов открыл хор musicAeterna byzantina, созданный Теодором Курентзисом с целью открытия и сохранения музыкальной культуры Византии. Греческие средневековые церковные песнопения – основная часть репертуара этого коллектива, которым дирижирует Антониос Кутрупис, сам тенор, выпускник вокального факультета Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова.

Византийские песнопения musicAeterna byzantina – глубоко сакральное певческое искусство. Мелодические узоры музыкальных текстов невероятно сложны и одновременно изящны. В них отточена каждая фраза, каждый нюанс. Гипнотические, невероятные звуки упадут в вашу душу, заставив ее трепетать. Второй же концерт хор дал в индустриальном антураже «Шпагинского» совместно с musicAeterna, оставив в Перми, кажется, армию новых преданных поклонников…

Впереди еще целый фестивальный день, а это встречи, разговоры, концерты в неповторимой атмосфере Дягилевского. А завершится он 20 июня: musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса на сцене Дворца культуры им. Солдатова исполнит сочинения Моцарта (12+).

Наталья Земскова
info@zwezda.su
Фото Гюнай Мусаевой и Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой фестиваля.

Другие материалы о Дягилевском фестивале 2021 года и прошлых лет, самом Дягилеве и связанных с ним событиях читайте по ссылке zwezda.su-дягилев.



Новости Mediametrics: