Столпы русского авангарда. Три точки зрения: Малевич-матрешка, тотальный театр и патриархи в комиксе — Звезда

Столпы русского авангарда. Три точки зрения: Малевич-матрешка, тотальный театр и патриархи в комиксе

2021 , 23:07

Выставка «Столпы русского авангарда. Три точки зрения...» (16+), действующая в Пермской государственной художественной галерее, вполне органично смотрелась бы в стенах музея современного искусства.

Название передает двойной смысл. «Столпы русского авангарда» – это знаковые фигуры новаторов отечественного искусства начала ХХ века: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Михаила Ларионова, Пётра Кончаловского, Александра Родченко, Варвары Степановой и других, называвших себя футуристами.

А «Три точки зрения» – это взгляды на авангардистов-футуристов мастеров из наших дней: Николая Ватагина, Георгия Литичевского и Вячеслава Колейчука. Взгляды, призванные оживить ключевых участников авангардного процесса, чтобы отчетливее и глубже ощутить уникальную энергетику их художественных открытий.

Первый из действующих лиц новой мистерии, «пристрастившийся к скульптуре живописец», потомственный художник Николай Ватагин, по его собственной оценке, обладающий «средним талантом и большим самомнением», за что друзья прозвали его «Великий классик современности». Он в здравии, живет и успешно работает в Москве.

На первый взгляд, эта часть экспозиции напоминает кукольное или мультяшное царство. Созданные Ватагиным пятнадцать деревянных раскрашенных маслом полуметровых фигур творцов авангарда поначалу передают большее или меньшее сходство с их прижизненными фотографиями и описаниями современников. Но при ближайшем рассмотрении выражают совокупное образное восприятие автором своих моделей…

Увлекательная псевдолубочная ирония художника, воскрешающего к жизни то ли героизированных кукол, то ли утрированные памятники, говорит о разной степени интереса к увековеченным персонажам. С одними его связывает давнее духовное родство, как, например, с Малевичем, Кончаловским, Ларионовым, Кандинским, Филоновым, к чьим фигурам он обращался и ранее. С другими он словно знакомится мимоходом и ограничивается вежливым приветствием.

Таковы его контакты с Поповой, Родченко, Степановой. Впрочем, этот «розыгрыш» (по выражению живописца Константина Сутягина) оборачивается серьезным и даже драматичным пантеоном столпов авангардного искусства, что были связаны между собой то непримиримым противостоянием, как Малевич и Татлин, то тесными дружескими привязанностями, как Кончаловский, Машков и Лентулов, то брачными узами, как Ларионов и Гончарова или Родченко со Степановой.

Таким образом, Ватагин решил снизить пафос и изобразить патриархов и корифеев с добрым юмором. Впрочем, они и сами терпеть не могли монументализма.

Носитель второй точки зрения, приверженец актуальных художественных практик Георгий Литичевский, который с 2001 года живет на два города: в Москве и Берлине. Привычным для него монохромным графическим способом создает на двадцати двух листах оригинальную серию комикса «О рождении авангарда из духа кричащего облака и зрячего слуха».

В ней разворачивается остроумная, динамичная, снабженная искрометными комментариями и репликами лента событий, посвященных основным вехам становления, развития и даже канонизации русского авангарда, начиная с упоминания об отклике Александра Бенуа на выставку Союза русских художников в 1910 году, где тот впервые употребляет понятие «авангард», и заканчивая сценой вручения Малевичем поэту Даниилу Хармсу книги со своей дарственной надписью в 1927 году.

Комикс Литичевского уподоблен документальной киноверсии авангардного мифа, наподобие изображенного здесь же в нескольких кадрах первого российского авангардистского фильма «Драма в кабаре футуристов №13», снятого в 1914 году.

Автор третьей точки зрения – классик отечественного кинетического искусства Вячеслав Колейчук, активно развивавший пластические идеи Малевича, Родченко и Татлина.

Придуманный им «Тотальный театр» иллюстрирует мастерство создателя кинетических объектов с его мебиусами, «парящими вилками и ложками», «квадратами в кубе» (посвящение Малевичу)», «Яйцом-сердцем», прочими алогизмами и «невозможными объектами».

Мастер еще советского поколения, архитектор и художник, он увлекался дизайном, интересовался технологиями. В своих работах старался объединить науку и искусство.

В свое время Колейчук работал и в кино, например, создавал реквизит для классической «Кин-дза-дза» (1987; 12+) Георгия Данелия. Его задачей было придумать, как должны выглядеть и функционировать многочисленные инопланетные предметы – пепелац, гравицаппа, транклюкатор и другие.

Творчеством мастера, ушедшего из жизни в 2018 году, в свое время заинтересовался маститый телеведущий, ученый-физик Сергей Капица, пригласивший художника в свою программу «Очевидное – невероятное», чтобы тот представил там один из созданных им объектов.

– Это, конечно, уникальное и завораживающее зрелище, потому что непонятно, как сделано. Дети часто пытаются потрогать этот цветоносный объект, – рассказывает куратор проекта Владимир Береснев.

По его словам, «впервые сведенные вместе в залах галереи три точки зрения призваны подчеркнуть неожиданные формы диалога между историей и современностью, между личными пристрастиями и объективной непреложностью законов искусства, что подлежат подтверждению временем в разных формах».

С выставкой «Столпы русского авангарда. Три точки зрения», совместным проектом пермского музея и московской галереи «ГРОСарт» можно ознакомиться до 8 августа.

Маргарита Неугодова
info@zwezda.s



Новости Mediametrics: