И вновь в Перми «Арабеск»: Наталья Земскова – о первых днях знакового культурного события России

20 апреля, 21:44


На сцене Пермского академического театра оперы и балета вечером современной хореографии «Дягилев. Hommage» (12+) 19 апреля 2022-го открылся XVII конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.

Никакого официоза, минимум вступительных речей и обращений в зал. После того, как конкурс открыли его бессменный художественный руководитель народный артист СССР Владимир Васильев и губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, вечер продолжил Васильев, представив каждый из четырёх премьерных мини-балетов проекта, посвящённого 150-летию Сергея Дягилева. Все четыре части проекта, подготовленного Владимиром Васильевым, имеют прямое отношение к великому импресарио и «дягилевскому периоду», оказавшему колоссальное влияние на мировые художественные процессы XX века.

Первый балет, «Сады Аранхуэса» на музыку «Испанской рапсодии» Мориса Равеля, был задуман Сергеем Дягилевым и балетмейстером Леонидом Мясиным (традиционные испанские танцы с обилием пантомимы всегда вдохновляли Мясина), но в итоге это так и осталось задумкой... Второй балет, «Кикимора» Анатолия Лядова, был поставлен Мясиным по совету Дягилева в 1916 году, спустя семь лет после премьеры музыкального произведения. Он длился всего семь минут – ровно столько звучала и партитура композитора. Спустя год Мясин дополнил хореографический текст двумя эпизодами («Царевна-лебедь и Бова-королевич» и «Баба-Яга»), а «Кикимора» вошла в трёхчастный балет «Русские сказки», премьера которого состоялась в мае 1917-го силами Русского балета Дягилева в театре Шатле.

Третье произведение – «Игры» Клода Дебюсси в постановке Вацлава Нижинского и сценографии Бакста увидело свет в мае 1913-го – тоже в Париже. Это был один из трёх балетов (два другие – «Послеполуденный отдых фавна» и «Весна священная»), поставленных Нижинским после ухода из Русского балета Дягилева Михаила Фокина. Все три разительно отличались от фокинских и от того, что Сергей Дягилев давал ранее. Наконец, «Павильон Армиды» Николая Черепнина в постановке Михаила Фокина (премьера состоялась в 1907-м году в Мариинском театре) – стал одним из самых заметных в афише «Дягилевских сезонов». Четыре балета заново переосмыслены четырьмя приглашённым хореографами, в разное время ставшими лауреатами конкурса «Арабеск». Это Юлия Бачева, Алексей Расторгуев, Александр Могилев и Юлия Репицына.

«Дягилев. Hommage» (Hommage: в переводе с фр. – дань уважения) – один из самых любопытных и оригинальных проектов в истории конкурса. Балеты, датированные началом прошлого века, интерпретированы разными хореографами, то есть, в течение одного вечера зритель видит разные стилистики, разные хореографические подходы, разные жанры. Например, хореография Александра Могилева насыщена трюковыми элементами и экспрессивно-жестовой пластикой...

Четыре сценических текста в разной степени откликаются на «дягилевский балетный период», но откликаются неуловимо и опосредованно... То и дело проскакивают скрытые рифмы – с Фокиным, Мясиным, Нижинскими... Но искать и сопоставлять эти «рифмы» нет никакого смысла. Гораздо интереснее не столько улавливать неизбежные здесь аллюзии и подтексты, сколько следить за формированием авторского языка представленных на «Арабеске» хореографов, чьи работы мы видели прежде.

Пока ещё в каждом из произведений заметны некоторые шероховатости и нестыковки, как это бывает на каждой премьере, но уже сейчас ясно, что проект «Дягилев. Hommage» в будущем украсит афишу театра. А премьерный вечер открытия украшали вставки-монологи художественного руководителя конкурса. Тот, кто видел, как Владимир Васильев в финале дирижировал со сцены увертюрой к «Руслану и Людмиле», не забудет этого никогда...

В среду, 20 апреля, начался первый тур конкурса, в котором участники танцуют вариации и па-де-де классической хореографии. В этом году в «Арабеске» принимают участие пятьдесят шесть конкурсантов из четырнадцати городов России – Астрахани, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Уфы, Улан-Удэ, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и др. Впервые на конкурсе представлена Тула. В «Арабеске» принимают участие представители Франции, Греции, Турции и Японии.

В младшей группе – двадцать исполнителей, которым в день начала конкурса исполнилось не менее тринадцати и не более семнадцати лет (включительно). В старшей группе выступят тридцать шесть исполнителей, которым в день начала конкурса исполнилось не менее восемнадцати и не более двадцати пяти лет. Вступительный взнос для всех участников в этом году отменён. Конкурс состоит из трёх туров. В рамках второго тура (он начнётся 24 апреля) состоится конкурс современной хореографии, где ожидается примерно девяносто участников. Их жеребьевка пройдет 26 апреля.

В состав жюри конкурса «Арабеск-2022» под председательством Владимира Васильева вошли выдающиеся деятели балета России: хореограф, лауреат международных конкурсов Александр Могилев; народный артист России Юрий Петухов; народная артистка России Татьяна Предеина; хореограф, лауреат международных конкурсов Алексей Расторгуев; заслуженная артистка России Марианна Рыжкина; художественный руководитель Пермского государственного хореографического училища, заслуженный деятель искусств России Владимир Толстухин.

Кроме основного жюри, на «Арабеске» будет традиционно работать жюри прессы, в составе которого – известные театроведы и балетные критики. Председатель жюри прессы – Сергей Коробков, главный редактор журнала «Большой театр». Третий тур «Арабеска» пройдет 28 апреля. Церемония закрытия и гала-концерт лауреатов состоятся 29 и 30 апреля.

Наталья Земскова
Фото Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой конкурса.