Пермская галерея открыла запасники для посетителей, а иконостас Рериха отправляет в Третьяковку — Звезда

Пермская галерея открыла запасники для посетителей, а иконостас Рериха отправляет в Третьяковку

1 июня, 22:46


Пермская художественная галерея открыла двери новых помещений для посетителей в здании Окулова, 75.

В начале года сюда, в бывший корпус завода «Телта», переехали экспонаты из двух залов, переданных Пермской епархии РПЦ для богослужений. Поскольку те помещения служили запасниками, их содержимое мало кто видел. И если бы не «репетиция глобального переезда» - так называют это перемещение сами сотрудники ПГХГ, экспонаты так бы и хранились в запасниках.

А посмотреть здесь есть на что. В числе 2500 произведений, доставленных в бывший просторный цех (а сейчас фондохранилище) – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, икона, плакат и даже мебель прошлых веков. Именно мебель, которую почти не выставляли в здании кафедрального собора, сразу же привлекает внимание.

Массивные «позолоченные» комоды, бюро, витиеватые оттоманки, парадные стулья, туалетные столики и консоли, некогда украшавшие дореволюционные дома состоятельных пермяков, изумлённо взирают на мир всеми своими поверхностями. Хозяева этих вещей, скорее всего, лежат на уничтоженном Архиерейском кладбище, а их мебель жива и прекрасно вписана в двадцать первый век... Точно так же, как и мебель зажиточного крестьянского дома с яркой, хорошо сохранившейся росписью.

Значительную часть фондохранилища занимают иконы. Многочисленные ряды самых разных икон, большинство которых экспонировалось чрезвычайно редко из-за дефицита помещений. В собрание галереи эти предметы культа поступали, кстати, не только из храмов и частных коллекций, но, например, из УВД – как результат конфискаций. Некоторые лики почти утрачены, некоторые написаны будто вчера; их взгляд – гипнотизирует.

В самом начале фондохранилища разместилась живопись середины XX века – тот самый соцреализм. Помните «Полярников» Фёдора Решетникова, автора знаменитой картины «Опять двойка»? В нашей галерее хранится созвучная «Полярникам» работа – «Первый самолёт на льдине» (1936г.), она стоит у торцовой стены практически в одиночестве.

В этом полотне будто бы сконцентрировался весь период «развитого социализма» с мускулистыми (почти античными) героями и уверенным взором в светлое будущее. Рядом с соцреализмом – коллекция плакатов «Окон ТАСС», выпуски времён Великой Отечественной, изготовленные в агитмастерской галереи. А ещё чуть поодаль - специальные валы, на которых хранится живопись.

Накатывание картин на валы – известный в музейной практике метод хранения и транспортировки больших полотен. Обычно это происходит вынужденно и посетителям не демонстрируется. Но сейчас галерея решила воспользоваться случаем и выжать все плюсы из временного пребывания в «Телте». То есть, привлечь зрителей не только «секретами запасников» (здесь правда настоящие секреты!), но и необычным форматом мероприятий.

Например, в «Телте» планируется проводить не только экскурсии по специальным заявкам (не более десяти человек), но и самые разные акции. Во-первых, камерные концерты – в пространстве фондохранилища неплохая акустика. Во-вторых, собрания клуба коллекционеров с показом частных коллекций, в которых собраны не только произведения искусства, но необычные, оригинальные вещицы. В-третьих, занятия для детей от трёх до восьми лет – с детской музейной гимнастикой и подвижными играми. В здании Спасо-Преображенского собора подобные мероприятия были почти невозможны, а в бывшем цехе – пожалуйста.

Что касается выставок в новом пространстве, то они тоже планируются – правда, весьма небольшие. ПГХГ хотела бы возобновить регулярные выставки одной картины, которые были очень популярны в последней трети двадцатого века.

Рядом с фондохранилищем на Окулова, 75 расположены и реставрационные мастерские галереи. Пока в большом светлом помещении с видом на Каму работают пять художников-реставраторов. Так вот, их работа, продемонстрированная на специальном пресс-показе, тоже могла бы стать как частью экскурсии, так и «предметом экспозиции». Интересно же увидеть произведение до реставрации, в процессе и после! И это – тоже в планах.

По словам Юлии Тавризян, на реставрацию произведений искусства из фондов бюджет ежегодно выделяет с 2019 года около двадцати миллионов рублей. Предполагается, что в течение четырех лет будет отреставрировано примерно тысяча единиц хранения. Как объяснила Ирина Николаева, главный хранитель ПГХГ, часть экспонатов для реставрации требует применения специальной техники. Эти произведения отправляются во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря.

В числе других экспонатов в прошлом году на реставрацию уехали и пермские древнеегипетские мумии, которые хранятся у нас ровно сто лет. Распелёнывать их никто не собирается – что находится внутри, покажет томограф. За целый век мумии демонстрировали дважды – в 1950-х годах пару лет они находились в постоянной экспозиции, а в 1998 - 2000 на выставке «От Нила до понта Эвксинского», посвященной искусству Египта и античности.

Необычные экспонаты поступили в коллекцию галереи из собрания под названием «Пермский паноптикум», о котором почти ничего не известно. Вроде бы, во время гражданской войны в Перми застряла передвижная выставка диковинок, и во время формирования ПГХГ странные экспонаты взяли и отдали галерее.

Свой столетний юбилей галерея планирует отметить в ноябре большой выставкой под названием «Сто» (0+),которая откроется практически во всех помещениях Спасо-Преображенского собора. В основном в экспозиции будут представлены коллекции, которые раньше не выставлялись – декоративно-прикладное искусство, графика, художественное стекло, живопись представителей бывших союзных республик и многое другое.

В 2023 году в честь 300-летия Перми галерея многое покажет не только в Перми, но и за её пределами. Художественная культура Прикамья будет представлена в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Москва), в Манеже в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде. Пермская деревянная скульптура отправится в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. А в Перми в это время будет гостить по обмену знаменитый каслинский павильон – выставка «Чугунное кружево» (0+).

В конце нынешнего года иконостас работы Николая Рериха из усыпальницы купцов Каменских в Перми будет выставлен в Третьяковской галерее на большой персональной выставке Рериха. Далее он вернётся в Пермь и будет участвовать в выставке, посвящённой предпринимателям и меценатам купцам Каменским (0+).

Для тех, кто хотел бы сделать музею подарок в честь столетнего юбилея, уже разрабатывается спонсорская программа. Скажем, можно взять шефство над картиной и получить в награду именную этикетку в постоянной экспозиции. Идея не новая, но весьма привлекательная. Но это – планы и перспективы. А ближайшее событие ПГХГ состоится буквально на днях.

Выставка «Мир искусства» (0+), посвящённая 150-летию Сергея Дягилева, откроется 11 июня, в первый день Дягилевского фестиваля. В экспозиции будут представлены графика, книги о художниках, с которыми работал Сергей Дягилев, и декоративно-прикладное искусство.

Наталья Земскова
Фото Владимира Бикмаева.



Новости Mediametrics: