На выставке «Украшения женщины – красота мира. Женские украшения из собрания Российского этнографического музея» (0+,Санкт-Петербург) представлено 150 предметов, созданных с XVIII столетия до 1920-х годов.
Она началась в Пермском краеведческом музее 1 апреля 2022-го, а 9 июня должна быть завершить работу, но поскольку посетило ее уже более 7000 человек, и поток посетителей не иссякает, принято решение о продлении – до 15 июня. Все, кто не успел порадовать глаз блеском драгоценных каменьев, теперь получили такую возможность.
Как рассказали научные сотрудники музея, «женские украшения – один из наиболее ярких элементов традиционной культуры. Они выполняли важные знаковые функции: маркировали семейно-социальное положение, являлись оберегом и магическим средством, отражали эстетические идеалы народа и были одним из устойчивых показателей самоидентификации личности».
Многоцветный бисер, полудрагоценные камни, кораллы, перламутр, янтарь, стекло, сплавы металлов, кожа, мех и прочее. В прошлые века люди не жалели времени, сил и таланта на то, чтобы украшать свой быт, свои наряды. Шейно-нагрудные украшения, украшения для рук, амулетницы и другие изделия демонстрируют разнообразие материалов и техник.
Украшения, выполненные в технике плетения и резьбы, чеканки или тиснения, гравировки и филиграни показывают удивительный мир эстетических представлений различных народов и, уже во многом утраченную, самобытность их культур. По словам Елены Кубель, научного сотрудника Российского этнографического музея, «подбирая экспонаты, мы хотели показать, как украшали женщину и как ее оберегали. Потому что красота и идея охраны ее здоровья от злых сил идут рука об руку».
Раздел, посвященный украшениям украинок, белорусок и молдаванок презентует предметы из бисера, которые девушки и молодые женщины изготавливали сами. В нём также представлены шейно-нагрудные и ручные украшения работы мастеров – золотарей из ряда традиционных центров производства. Но больше всего украинские, белорусские и молдавские женщины ценили венецианские бусы: Венеция в XIX веке была мировым лидером по производству стеклянных изделий, в том числе бусин, которые россыпью продавали на базарах, а мастерицы сами плели ожерелья на свой вкус.
Раздел выставки «Украшения народов Поволжья» представляет продукцию, произведённую в ремесленных слободах крупных городов региона, одной из которых была знаменитая Рыбная слобода Казанской губернии. Православные женщины надевали праздничные украшения, к которым были прикреплены кресты. Чувашские красавицы плели из бисера целые воротники-ожерелья, дополняя их ракушками каури – они по своей форме напоминают глаз: считалось, что это украшение может уберечь от сглаза.
Кстати, у жительниц Поволжья, Сибири, русского Севера, Средней Азии и Кавказа декор очень разный, но функции ювелирных изделий схожи: к примеру, все носили наголовные украшения. В старину верили: волосы наделены сакральной энергией и потому их нужно защищать. К тому же многие украшения зрительно удлиняли косы, тем самым якобы увеличивая женскую силу.
Традиция изготовления украшений у народов Сибири имела свои особенности, связанные, в том числе, с использованием разных материалов: украшения из металла (буряты, якуты), из кораллов, полудрагоценных камней, перламутра, монет (буряты, тувинцы, алтайцы, хакасы), бисера (ханты, манси, эвены, эвенки).
Раздел украшений народов Кавказа знакомит с ювелирными техниками, традиционно используемыми в регионе: филигранью и тиснением (Армения, Азербайджан), чернением (Северный Кавказ), литьем, чеканкой, гравировкой (Дагестан). Традиционный женский костюм широкого круга народов среднеазиатско-казахстанского региона непременно дополнялся разнообразными амулетами-оберегами разной формы, в том числе подвесками-футлярами - металлическими амулетницами, внутрь которых помещали свитки с молитвами из Корана.
Самобытность украшений финно-угорского (водь, ижоры, финны, эстонцы, вепсы, карелы, саамы) и балтского (латыши, литовцы) населения ярче всего проявилась в комплексах шейно-нагрудных украшений и украшений для рук (браслетов, перстней), представленных на выставке. Особые украшения были и на русском Севере.
– Манишечки называли языками, которые вышивали золотной нитью, – рассказала Елена Кубель. – На Севере, Вологодчине, Архангельщине, прекрасные головные уборы расшивали речным жемчугом – битым перламутром.
Многие вещи рукодельницы мастерили сами. Например, композиции из бисера. Сложные изделия из бронзы, серебра, золота и полудрагоценных камней покупали у ювелиров.
– В каждом из экспонатов отразился целый мир, представление о том, как устроена женская жизнь, жизнь семьи, жизнь общества, – отметила в приветственном видеообращении к пермякам директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Маргарита Неугодова
Использованы музейные фото.
Справка
Российский этнографический музей - старейший и единственный в стране, обладающий коллекциями предметов традиционной культуры почти всех разнообразных, многочисленных народов Российской империи и СССР, основан в 1902 году. Собрание включает более 700 тысяч этнографических памятников, представляющих традиционную культуру более 150 народов России и сопредельных стран. В Особой кладовой музея хранятся предметы старины, обладающие исторической и художественной ценностью: праздничная одежда, ювелирные украшения, предметы ритуального назначения, подносное оружие, парадная конская упряжь и другие изделия XVII–XX веков. Здание музея, построенное в 1916 году по проекту архитектора Василия Свиньина для хранения и показа этнографических коллекций, является архитектурным памятником.