Во внучку этого пермского фотографа, тестя писателя Куприна, был влюблен автор «Маленького принца»

10 ноября, 16:53


О пионерах фотоискусства в столице Пермской губернии можно узнать на выставке «Вернуться в прошлое: фото-портал» (6+) в галерее «Пермский период» (подробнее об экспозиции – по ссылке).

Историки фотографии Перми Владимир и Лейла Туркины хорошо известны разнообразными фотопроектами. Под их уникальный архив отданы два зала галереи, где представлены отреставрированные и увеличенные фото из архивов пермяков конца XIX – 60-е годы века XX-го.

Каждое фото – история человека и его семьи. Лейла Туркина показывает снимки из личного архива: вот маленькая Лейла и ее семья на севере Урала, а это – прадед в больших меховых сапогах – оружейный мастер Мотовилихинского завода и прабабушка Владимира. Снимок примерно 90-х годов XIX столетия.

В самом первом зале при входе в галерею – проект «Страницы истории Пермской фотографии» из коллекции фотографа Михаила Кориненко. Тщательно подобраны факты и снимки фотографов, работавших с конца XIX-го до 30-х годов XX века. Исследует эту страницу истории города Владимир Туркин. В Перми на рубеже веков существовало немало фотосалонов, а в фотографическом обществе состояло около ста человек.

Фотооборудование было дорогим и сложным, а запечатлеть важные моменты жизни хотелось всем, поэтому горожане обращались к услугам мастеров или любителей. Прежде всего, фотографии заказывала интеллигенция, технические работники, в основном, железнодорожники, преподаватели гимназий и училищ, купцы – люди весьма состоятельные. Были те, кто просто увлекся технической новинкой. Среди них – Мориц Гейнрих, один из первопроходцев в области фотодела в Перми. Судьба этого талантливого человека вполне достойна экранизации, хотя бы потому, что приключений, выпавших на его долю, было более чем предостаточно.

…Знаменитая модель и актриса КисА Куприна, дочь известного русского писателя Александра Куприна по имени Ксения, работала в 30-х годах прошлого века в Париже с Жаном Маре и Жаном Габеном, сам Экзюпери, автор «Маленького принца», был влюблен в нее, она дружила с Эдит Пиаф. Но она была не только дочерью Куприна, но и внучкой Морица Гейнриха.

«Гейнрих происходил из знатного рода старинных венгерских аристократов Ротони, получил блестящее военное образование, – рассказывает Владимир Туркин. – Принимал участие в венгерской революции 1848–1849 годов, был ранен. После подавления восстания преследовался полицией, за поимку графа Ротони была назначена награда. Спасаясь от преследований, Генрих спрятался не где-нибудь, а якобы в Оренбурге, где изменил вызывающую повышенное внимание венгерскую фамилию Ротони на скромную немецкую Гейнрих, женился на нашей землячке, дочери мастерового Рождественского завода Елизавете Смирновой. Они прожили вместе четверть века, но венчались лишь за полгода до смерти супруги от туберкулеза легких…»

За период с 1865 по 1885 годы в семье Морица Гейнриха родилось 12 незаконнорожденных детей. Кстати, русский писатель Короленко («Дети подземелья», 6+), сосланный в Пермь в 1880-1881 годах, был приглашен в дом Морица Гейнриха в качестве репетитора.

Довольно быстро из Оренбурга Гейнрих с семьей перебирается в Пермь и запускает новаторский бизнес, арендуя у купца Любимова двухэтажный дом и открыв в 1861 году фотоателье. Этому помогли знания фотографического дела, которому обучали офицеров венгерской армии. Планировал создать «стеклянную фотографическую галерею» под названием «Идеал», но разрешение от городской управы получил только в 1877 году:

«При сем имею честь представить проект с копией на постройку вновь временной стеклянной фотографической галереи и парадного крыльца к арендованному мною каменному двухэтажному дому, принадлежащему потомственному почетному гражданину Ивану Ивановичу Любимову (…) на углу улицы Пермской и Сибирского проулка, покорнейше прошу городскую управу проект рассмотреть, утвердить и выдать мне для руководства при производстве работ».

Фотографии ателье Гейнриха украшал герб рода Ротони с надписью Hungaria. Мориц шутил по поводу своего происхождения: «Стал фотографом, чтобы быть хоть каким-то графом». Дела у Гейнриха шли очень неплохо, учитывая новизну предложения и его дороговизну. В Перми бывший граф увлекался скачками, в 1864 году даже обзавёлся собственным рысаком для участия в городских бегах.

Но человеком Мориц был сложным: при всей внешней прогрессивности в семье он довольно деспотичен, современники отмечают горячий, порывистый, своенравный характер, и это сыграет особую роль в отношении с дочерями, которым досталась удивительная красота их матери.

Старшая дочь Мария, которую, по воспоминания Кисы Куприной, отец якобы выпорол, рано оставила родительский дом и уехала в Казань на фельдшерские курсы. Вступила в брак, но с мужем быстро разбежалась, однако разводиться не стала. После смерти матери в 1886 году Мария была вынуждена вернуться в Пермь, помогая отцу в воспитании детей. Здесь она играла в провинциальных театрах, но мечтала открыть собственный.

В 1889 году она перебирается в Москву, забрав с собой и младшую сестру Лизу, где все-таки создает свою труппу. Но театр существовал совсем недолго – прогорел. То есть по тем временам Мария Морицовна была самая настоящая эмансипе, при этом хорошо образованная женщина: отдадим должное папе, который не жалел денег на обучение детей. Судьбу свою она свяжет, как и ее сестра с писателем. Избранник Марии – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, а Елизавета Морицовна стала второй женой писателя Куприна.

В 1890 году семья Гейнрих переезжает в уездный Екатеринбург, где Мориц Гейнрих открывает новое фотоателье. По воспоминаниям Ксении Куприной, сыновья Гейнриха участвовали в Первой мировой войне, позже разъехались «кто на Дальний Восток, кто в Харбин, кто в Китай». А младший сын, Леонид Морицович, умер в возрасте 17 лет «от ненормального отправления умственных способностей».

Маргарита Неугодова
Фото предоставлено галереей.

 



Новости Mediametrics: