За неполных полвека Пермская губерния вышла в имперские лидеры по качеству народного образования

2021 , 01:29


В начале ХХ столетия в Пермской губернии и губернском городе Перми по праву гордились качеством народного образования.

Прослыть одной из самых образованных губерний Уралу удалось во многом благодаря деятельности земств – органов местного самоуправления, созданных в 70-е годы XIX века.

В 1870 году состоялись первые в истории обоих склонов Хребта выборы гласных уездных и губернских земских собраний – так в те времена назывались народные избранники.

Первым председателем губернской земской управы стал видный предприниматель, просветитель и краевед Дмитрий Смышляев. Он выдвинул на первый план для вновь созданных органов самоуправления задачи по развитию народного образования и общедоступной медицины.

«Наслаждение драть нас…»

В 1860 году, накануне отмены крепостного права в России, в огромной по площади Пермской губернии с двухмиллионным населением существовало всего только 73 народные школы. То есть одно учебное заведение приходилось на 29 тысяч жителей. Да и качество образования в тех школах оставляло желать далеко лучшего.

«Об умственном развитии учеников учителя не заботились, учили нас в зубрежку и ничего не объясняли. Учителя считали за наслаждение драть нас. Здесь бегали от классов, по крайней мере, две трети учеников. Это были дети самых бедных родителей – мещан и чиновников», – вспоминал впоследствии писатель Фёдор Решетников, в пятидесятые годы получавший образование в Пермском уездном училище.

Школы ютились в холодных крестьянских избах, церковных сторожках, а то и в банях, писал в начале ХХ века краевед Дмитрий Бобылёв. Специальной школьной мебели не было, и во время урока каждый из учащихся сидел «на чем и как попало».

В одном из уездов «в течение двух лет проводилось обучение мальчиков лицом, занимавшимся торговлей вином, и самое обучение происходило в верхнем этаже питейного заведения».

Кузница кадров

Первым делом земству необходимо было избавить начальные школы от малограмотных учителей, «солдат и причётников», и заменить их людьми с хорошим педагогическим образованием. Земцы понимали, что только улучшение подготовки самих педагогов «позволит изгнать из школы механическую учебу, розги и другие позорные наказания и ввести гуманные начала».

Поэтому уже на первом заседании губернского земского собрания обсуждался вопрос о подготовке учительского персонала, и было принято решение о выделении средств на стипендии для педагогических курсов при уездном училище. Одновременно пошли финансовые ассигнования на улучшение обстановки в школьных помещениях, оборудование классов, комплектацию библиотек.

«Спрос на грамотность стал быстро возрастать, – фиксировал Дмитрий Бобылёв. – И вопрос о необходимости увеличивать число школ сообразно этим запросам стал для земства очередной заботой дня».

Согласно статистике, число общедоступных учебных заведений в Пермской губернии увеличилось со 177 в 1870 году до 2141 в 1913-м, а количество учащихся за этот период возросло в 27 раз!

Причем из 162 тысяч школьников на начало 1914 года 55 тысяч были девочки, что было немыслимым в дореформенной России!

«Прекрасных во всех отношениях…»

В начале ХХ века в губернском городе были воплощены в жизнь планы строительства новых учебных заведений. В «Журналах Пермской городской думы» за 1910 год записано:

«Дума, разделяя мнение Губернской Управы о необходимости испросить правительственное пособие и ссуду на постройку школьных зданий, единогласно постановила: доклад Управы принять и одобрить план проектируемого школьного строительства. А также уполномочить Управу на возбуждение ходатайства и дать обязательство, что возведенные при пособии от казны здания будут служить исключительно для надобностей народного образования, ремонтироваться и страховаться за счет города».

Педагог и краевед Владимир Верхоланцев в своей классической книге, вышедшей в 1913 году так зафиксировал результаты совместных радений губернских и городских властей в области развития «социальной инфраструктуры»:

«Едва ли в каком провинциальном губернском городе на окраине есть такое количество прекрасных во всех отношениях зданий городских училищ, как в Перми. Это здания-дворцы, какими и должны быть будущие школы. Всего в Перми шесть четырехклассных, четыре двухклассных и 25 одноклассных городских училищ».

Незаметный уход

За время своего существования, с 1870-го по 1918 год, Пермское земство открыло около 800 начальных школ!.. Количество школьников в губернии за неполные полвека увеличилось в 27 раз, превысив 160 тысяч человек.

Земства создали и прообраз системы всеобщего здравоохранения: содержали больницы в уездах и врачебные участки, оплачивали труд врачей, фельдшеров, акушеров. К 1910 году в губернии было 140 земских клиник. В ведении губернского земства, как и краевой власти теперь, находились крупные медицинские учреждения – такие как Александровская больница, педиатрическая лечебница.

Губернское земство занималось также санитарным просвещением, организовывало противостояние эпидемиям, содержало санитарное бюро и оплачивало работу уездных санитарных врачей.

…В первой половине 1918 года земские учреждения были распущены пришедшими к власти большевиками, на смену пришли советы рабочих и крестьянских депутатов. Любопытно, что земства исчезли с исторической арены незаметно, почти никак не проявив себя в бурных событиях периода Гражданской войны.

Анатолий Москвин
info@zwezda.su
На фото: Мариинская женская гимназия, ныне здание ПГАТУ.

Справка «Звезды»


Выборы гласных, то есть депутатов, проходили тогда по трем разрядам избирателей: землевладельцев (это были преимущественно дворяне-помещики), горожан и сельских обществ. В Пермской губернии помещиков было немного, так что среди гласных земств в основном были представлены промышленники, купцы, чиновники и крестьяне. Недаром в российской печати того времени пермское земство зачастую не без издёвки называли «мужицким». Но это «мужицкое» земство снискало себе славу одного из самых эффективных и деятельных в России.