НАТО не дало прикамцам опустить в море венок в память о летчике-земляке, потопившем две немецкие подлодки
100 лет со дня рождения исполнилось 8 марта 2022-го Евгению Ивановичу Францеву – одному из самых результативных летчиков-торпедоносцев Второй мировой.
Самый реалистичный, по мнению ветеранов, художественный фильм о советской авиации периода Великой Отечественной войны – «Торпедоносцы» (12+), снятый на Ленфильме по мотивам неоконченной повести Юрия Германа.
В нем показана повседневная жизнь на заполярном военном аэродроме, боевая работа морских летчиков и безжалостный трагизм потерь. Одним из ярких прототипов волнующей ленты стал пилот Герой Советского Союза Евгений Францев из Чернушки.
Удивительно, но черты Францева наблюдательный зритель может рассмотреть сразу в нескольких героях. Рассудительность и готовность к самопожертвованию комполка Фоменко в исполнении Юрия Кузнецова. Добродушие и лихая бесшабашность летчика Дмитриенко, которого великолепно сыграл молодой Станислав Садальский – вглядитесь, как внешне похож он на нашего земляка. А характером вылитый Францев – смелый и непримиримый к подлости старлей Александр Белобров – Родион Нахапетов.
Францев провоевал чуть больше года, но зато как воевал! Евгений Иванович – единственный летчик на планете, кому удалось потопить две вражеские подводные лодки. Также на его боевом счету лично уничтоженные транспорт, танкер, мотобот, и еще два транспортных корабля Евгений пустил на дно вместе с товарищами по полку.
Когда экипаж Францева потопил свою первую гитлеровскую субмарину, летчики возвращались на аэродром в приподнятом настроении. Однако там их встретили отнюдь не как героев. По приказу командования в ночное время атаковать подводные лодки строжайше запрещалось – это считалось неоправданным риском.
Два дня Францев находился под негласным арестом, отписывался рапортами и объяснялся с суровыми особистами. Но победителей не судят: когда адмирал Арсений Головко узнал, насколько ювелирно была проведена атака, и какое немыслимое хладнокровие проявил при этом Евгений, экипаж выпустили из кутузки и наградили орденами.
Причем в наградном листе подчеркивалось, что в истории морских сражений это был первый случай, когда самолет-торпедоносец уничтожил подлодку. На тот момент Францеву не было еще и 22 лет.
Бесстрашный воздушный боец погиб 15 сентября 1944 года, сгорел в воздухе вместе с экипажем, как и герой фильма Саша Белобров. Последняя радиограмма от него была короткой: «Атакую! Потопил!» Но еще долго после его смерти в Чернушку шли теплые письма родным…
– В родительский дом прислали личные вещи Евгения Францева, – рассказывает пермский писатель-краевед Владимир Гладышев. – Шинель суконная, китель... Мама Варвара Васильевна перешила их для младшего брата Вячеслава, который, когда вырос, стал знаменитым на всю страну врачом-кардиологом. Шахматы, сто рублей денег, двадцать пачек папирос «В атаку!», которые летчик так и не успел выкурить…
Что еще мог нажить за короткую как вспышка жизнь молодой парень, кроме вечной памяти о нем? Хорошо, что хоть немного успел поносить на груди Золотую Звезду Героя. Многим его товарищам по небу не довелось испытать и этого малого счастья. Ведь век летчика-торпедоносца еще менее долог, чем век лихого кавалергарда из песни Булата Окуджавы.
Это была одна из самых опасных на войне профессий: лететь над холодным морем, едва не касаясь крыльями пенящихся волн, под жестоким, убийственным огнем обезумевшего от ужаса врага, не имея права отвернуть с курса… В среднем, 12 боевых вылетов – вот и вся жизнь торпедоносца, короче, чем у японского камикадзе. И ни креста деревянного, ни чугунного – только черная пучина северных вод…
В последних кадрах фильма «Торпедоносцы» (12+) режиссеры удачно выдали документальный фоторяд погибших летчиков – мужественные лица, скромное обаяние белозубых улыбок, «синее сияние неподкупных глаз», наполненное полным презрением к смерти и врагу. Такие же образы мы видим и сейчас по телевизору: ровесники и потомки Евгения Францева – борцы с нацистами, защитники Донбасса, десантники и росгвардейцы, мотострелки и танкисты, которые скорее погибнут сами, чем дадут умереть хоть одному мирному жителю – не важно, какой национальности… Про них еще снимут, надеюсь, такой же качественный и правдивый фильм, как «Торпедоносцы», «Офицеры» или «В бой идут одни старики».
– Имя Евгения Францева стало широко известно благодаря моему учителю Равилю Муллахановичу Габделхакову, автору книги «Атакую. Потопил», – вспоминает Олег Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития и поддержки общественных инициатив. – Он по крупицам восстанавливал боевой путь нашего земляка, установил точное место в Норвежском море, где упал самолет Францева. Обращался к теме подвигов Евгения Францева и знаменитый пермский писатель, старый журналист-«звездинец» Иван Гурин. Школа в Чернушке, где я учился, носит имя Евгения Францева, и, кстати, именно наш класс в 80-х годах прошлого столетия выступил с этой инициативой.
В прошлом году Олег Хараськин побывал в гостях у Павла Галкина в городе Ейске – штурмана экипажа самолета «Бостон А-20G», которым командовал Францев. Экипажа, считавшегося одним из лучших за всю историю отечественных ВВС.
– Павел Андреевич с огромной теплотой отзывался о своем командире, – говорит Хараськин. – По его мнению, Францеву не было равных в бесстрашии и холодном расчете в бою. Павел Галкин, к счастью, не был в последнем вылете Евгения Ивановича, – лежал в госпитале. Он прожил долгую жизнь – без малого 100 лет, как считал, не только за себя, но и за своего командира… На 100-летие Евгения Францева мы с земляками из Чернушки планировали съездить на место гибели летчика, оказать воинские почести, опустить в холодные воды Норвежского моря памятный венок. Увы, санкции со стороны НАТО не позволили свершить святое дело. Но 8 марта в нескольких храмах Прикамья священнослужители отслужили молебен в память русского воина Евгения, погибшего «за други своя».
Максим Шардаков
В коллаже использовано фото Чернушинского краеведческого музея.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Вчера
