По 36 лайнеров МС-21 с пермскими двигателями намеры выпускать авиастроители ежегодно — Звезда

По 36 лайнеров МС-21 с пермскими двигателями намеры выпускать авиастроители ежегодно

30 июня 2021 , 15:53


Основным потребителем пермских двигателей ПД-14 в ближайшие годы станет Иркутский авиационный завод (ИАЗ).

Корпорация «Иркут» произвела там подготовку сборочного производства под серийный выпуск МС-21. Планируют производить 36 среднемагистральных самолетов в год. Напомним, за всё время производства достижения постсоветского авиапрома – «Суперджета» – выпускавший его завод в Комсомольске-на-Амуре не смог производить более 20 лайнеров в год.

Об успешном завершении подготовки производства в Иркутске под такие объемы заявил во время недавнего посещения ИАЗ заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. А по словам генерального директора иркутского завода Александра Вепрева, сейчас идет монтаж рабочих станций, на которых осуществляется агрегатная и окончательная сборка.

Всего будет около восьмидесяти станций. Создание наряду с тем сопутствующего логистического комплекса призвано обеспечить снабжение производства комплектующими, поступающими от смежников.

По имеющейся информации, «Иркут» уже в 2022 году планирует поставить авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлот», первые шесть серийных самолетов МС-21-300. По данным пресс-службы производителя, в настоящее время в цехе окончательной сборки находятся два фюзеляжа, к одному из которых пристыкована консоль крыла, выполненная из отечественных композиционных материалов.

Секции фюзеляжа еще трех самолетов находятся в агрегатной сборке. Запущено производство длинноцикловых деталей и узлов на следующие самолеты. Там же, в Иркутске, находится наиболее интересующий пермяков опытный самолет МС-21-310, оснащенный двигателями пермского производства ПД-14.

По сообщению «Иркута», лайнер выполняет полеты в рамках программы заводских доводочных испытаний. Вскоре он выполнит перелет в Ульяновск на покраску, а затем в Жуковский, где примет участие в авиасалоне МАКС-2021. После чего программа летных испытаний будет продолжена.

«Иркут» рассматривает возможность запуска в производство самолета увеличенной пассажировместимости МС-21-400 в период 2024–2025 годов. По словам генерального директора корпорации Равиля Хакимова, решение о реализации проекта будет принято в зависимости от спроса.

В настоящее время прорабатываются проекты двух самолетов семейства МС-21, уточнил глава «Иркута»: МС-21-400 с удлиненным фюзеляжем и увеличенной до 250–260 кресел вместимостью и МС-21-200, укороченный, на 132–165 мест.

– Разработана конструкторская документация, – рассказал Равиль Хакимов. – Как только авиакомпаниями начнет эксплуатироваться МС-21-300, мы с большой долей вероятности возьмемся прежде всего за проект МС-21-400, который может перевозить до 260 пассажиров. И в зависимости от спроса будем смотреть, как запускать МС-21-200.

«Иркут» будет готов предложить авиакомпаниям как МС-21-300 с американскими двигателями PW1400, так и МС-21-310 – с отечественными ПД-14. Сейчас обе модификации проходят программу испытаний, сертификация американского варианта намечена в срок до конца этого года, пермского – на 2022 год.

Какая комплектация окажется более востребованной?.. Пермяков по понятным причинам весьма волнует этот вопрос. Вот что сказал генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (Москва) Владимир Бабкин о достоинствах отечественной модификации и предшествовавших трудностях разработки ПД-14.

– Основная сложность была связана с тем, что к моменту начала опытно-конструкторских работ (ОКР) по ПД-14, – пояснил Владимир Бабкин, – из-за крайне недостаточного финансирования, имевшегося в предшествовавшие годы (в девяностые – ред.), не был своевременно создан научно-технический задел по ряду узлов и систем.

Как известно, двигатель нового поколения создается в полтора-два раза дольше планера самолета, а работать над ПД-14 начали на пять лет позже старта работ по МС-21 – в 2005 году. И в ряде случаев в рамках ОКР пришлось создавать не опережающий, а догоняющий научно-технический задел.

Что привело к задержкам с утверждением типовой конструкции двигателя... В связи с этим пришлось перенести срок сертификации ПД-14, и первый полет МС-21 осуществился не с отечественным двигателем, а с американским PW1400G.

Если сравнивать ПД-14 с PW1400G, продолжает эксперт, вероятно, мы будем несколько уступать в экономичности. Но нельзя не отметить меньшие массу и диаметр ПД-14, а значит, и меньшее внешнее аэродинамическое сопротивление силовой установки. Кроме того, у нас ниже температура газа перед турбиной, что упрощает достижение заданных показателей надежности и ресурса.

К тому же ПД-14 заметно дешевле западного конкурента и, по предварительным оценкам, будет иметь меньшие затраты на техническое обслуживание и ремонт. В целом прямые эксплуатационные расходы МС-21 с отечественной силовой установкой могут быть примерно на 2,5 процента ниже. Это немаловажно для авиакомпаний-эксплуатантов. Но главное даже не это.

Программа ПД-14 стала локомотивом развития отечественного авиадвигателестроения. После того как будут выполнены все пункты технического задания, можно уверенно говорить о том, что в России создан коммерческий авиадвигатель, конкурентоспособный на мировом рынке и находящийся на уровне лучших западных образцов.

Так что шансы спихнуть заклятого американского партнера с крыла МС-21 у пермского двигателя есть. Но вот же штука: эмбарго на поставку движков «Пратт-Уитни» в Россию Штаты не вводят.

Борис Алексеев
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: