Будет нам и «Белком», будет нам и «Ур»: проект магистрали «Белкомур» обретает реальные черты — Звезда

Будет нам и «Белком», будет нам и «Ур»: проект магистрали «Белкомур» обретает реальные черты

14 июля 2021 , 15:05


В повестку дня возвращается вопрос о прокладке железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал.

Проект включен в план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года в качестве одного из крупнейших инвестпроектов в российской Арктике. Строительство железнодорожной магистрали должно быть актуализировано к декабрю 2022 года, сообщает администрация АО «Межрегиональная компания «Белкомур».

Будущее по диагонали

Новый транспортный коридор позволит сократить пробеги по ряду маршрутов между Китаем, Казахстаном, государствами Центральной Азии и Европой почти на тысячу километров, а также перераспределить грузовые потоки с портов балтийского зарубежья и, частично, российской Балтики на порты российского Севера: Мурманска и Архангельска, – посчитали разработчики проекта.

При этом Пермский край может стать одним из ключевых бенефициаров Белкомура – одним из логистических центров большого транспортного транзита.

– Проект дает важную основу под комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области. Белкомур сформирует новое, «диагональное» направление в системе международных транспортных коридоров европейской части России, – напоминает доктор экономических наук Александр Ходачек (Петербург).

По последним открытым данным, основными акционерами ОАО «Белкомур» являются регионы-учредители в лице министерств или агентств по управлению имуществом: Республика Коми (48,32 процента), Архангельская область (19,81 процента) и Пермский край (9,42 процента). Доля других предприятий и учреждений составляет 22,45 процента. Таким образом, доля государства в уставном капитале компании оценивается в настоящее время в 77,55 процента.

Еще один важный нюанс: хотя Пермь оказалась в стороне от трассы будущей высокоскоростной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург, строительство ВСМ означает очистку трассы от всего мешающего быстрым пассажирским пролетам.

А значит, вопрос загруженности Пермского транспортного узла, через который пойдет дополнительный грузопоток с Казанского направления, становится проблемой, требующей решения. Так что у магистрали «Белкомур» действительно появляется светлое будущее.

Есть у Прикамья и свой фискальный интерес. В зоне тяготения Белкомура, по подсчетам специалистов Пермского государственного национального исследовательского университета, находятся семь перспективных горнопромышленных узлов, которые суммарно могут дать свыше 30 млрд рублей стартовых платежей за недропользование, а затем обеспечивать до 330 млрд рублей ежегодных налоговых поступлений.

И все эти расчеты – в допандемических ценах. А в условиях послепандемических проект и вовсе может стать одной из важнейших статей в пополнении регионального бюджета, считают экономисты.

Однажды, тридцать лет спустя

Белкомур (Белое море - Коми - Урал) – комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития севера РФ и Урала, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск – Сыктывкар – Архангельск протяженностью 1161 км.

Ее пропускная способность должна составить до 35 млн тонн грузов в год. Рельсовый путепровод будет состоять из двух участков: северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо было проложить линии Карпогоры – Вендинга и Сыктывкар – Гайны – Соликамск, а остальные участки Северной железной дороги реконструировать.

Белкомур позволил бы сократить путь от Урала до портов Архангельска на 800 км. Но путь к созданию транспортной артерии тернист и извилист, единодушно признают все опрошенные эксперты. Впервые инициатива строительства магистрали в виде, дошедшем до наших дней, была озвучена в середине 90-х. А с начала этого века, с ростом цен на углеводороды, газ и калийные удобрения, стало востребованным создание новой инфраструктуры для транзита грузов.

В 2006 году был создан специальный Инвестиционный фонд РФ.

– В первый же год в него поступило полсотни заявок. Семи удачным проектам было открыто финансирование в сумме 164 млрд рублей. Руководство Пермского края решило не упустить шанса и тоже войти в программу Госинвестфонда. Единственный проект, с которым получилось это сделать, был Белкомур, – вспоминает пермский инженер Владимир Шилок.

В 2008 году проект «Белкомур» был включен в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. До 2009 года проект готовился для софинансирования из средств инвестиционного фонда России.

– Мы очень близко подошли к стадии реализации. Белкомур был далеко не самым худшим проектом из тех, что обсуждались в Госинвестфонде. К сожалению, не хватило времени на прохождение технических процедур до наступления финансового кризиса, – рассказывал в интервью «Компаньону» в 2011 году тогдашний губернатор Пермского края Олег Чиркунов. – Недостаточными были и возможности лоббирования. Союзником в продвижении Белкомура для нас стало лишь Министерство транспорта РФ.

Отметим, что стратегия развития железнодорожного транспорта, в которую включили Белкомур, состояла из 20 тысяч км новых железных дорог на общую сумму в 11–14 трлн рублей (первая очередь – 5,1 трлн рублей). От этой колоссальной цифры Белкомуру, который оценивался в 118 млрд рублей, отводились всего лишь 66,6 млрд рублей.

Финансы спели романсы

В 2009 году проект «Белкомур» успешно прошел все министерские экспертизы и предзащиту в Госинвестфонде. Но следующий этап – прохождение правительственной комиссии – был отложен на неопределенное время.

В начале 2011 стало известно, что Госинвестфонд как инструмент финансирования инфраструктурных проектов прекращает свое существование. Финансовый кризис конца двухтысячных, по сути, притормозил весь поход «РЖД» в высокие широты страны. Программу развития железных дорог, в которой числился и Белкомур, отложили до лучших времен.

Впрочем, с 2009 года не переставали обсуждаться поиски инвесторов для участия в этом проекте. В числе компаний, которым мог бы быть интересен этот проект для перевозки грузов, назывались АО «СУЭК», ПАО «Уралкалий», АО «Еврохим», АО «Соликамскбумпром» и другие предприятия. Позже интерес к проекту проявляли ВЭБ, Банк развития Китая, министерство железных дорог КНР, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация в России, Центр экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая.

В 2013 году компания DB International GmbH (DBI, Германия), дочка железнодорожного перевозчика Deutsche Bahn, подтвердила свое участие в строительстве железнодорожной магистрали. Однако ожидаемые сроки создания большого пути переносились несколько раз. Впрочем, сейчас у ситуации все признаки перемены к лучшему. Причиной тому экономическая конъюнктура и меняющийся вектор политики государства.

Постепенная смена внешнеэкономического вектора с Запада на Восток к 2030 году, как раз к моменту окончательной переориентации на азиатское направление, сделает Белкомур одним из ключевых транспортных коридоров на континенте. Особенно в контексте масштабного проекта, реализуемого КНР, «Один пояс – один путь». В финансовом отношении профиты получат все территории, по которым пройдет супер-магистраль.

Николай Ставцев
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: