Туда суда: закамским судостроителям открылись широкие перспективы

2021 , 16:16


На днях глава региона Дмитрий Махонин вместе с министром транспорта Прикамья Андреем Алякринским посетил возрождаемый судостроительный комплекс в Закамске – «Пермскую судоверфь».

Их сопровождал весьма авторитетный в Прикамье менеджер – генеральный директор Пермской научно-производственной приборостроительной компании Алексей Андреев. Ведь именно «дочка» ПНППК и стала учредителем судоверфи.

В крае есть и более крупные предприятия, для которых выделить средства на фактически экспериментальный проект – не проблема (тот же «Авиадвигатель» когда-то рассматривал возможность производства корабельных силовых установок для Военно-морского флота), но все они входят в состав вертикально интегрированных структур, что предполагает длительную процедуру согласований.

В случае же с ПНППК явно сказались преимущества частного владения: согласитесь, когда сорок пять процентов акций компании принадлежат непосредственно директору и все центры принятия решений находятся в одном кабинете, решать вопросы намного легче.

Разумеется, никакие личные просьбы не помогли бы, не будь у приборостроительной компании соответствующего направления в виде ООО «ПНППК - Морская электроника», давно и успешно занимающегося навигационным оборудованием для речных и морских судов.

Одним из первых проектов еще в 2009 году стало участие в строительстве сухогруза «Соликамский 6801» («Олимпия») для работавшего тогда калийного концерна «Сильвинит». А в этом году Пермская научно-производственная приборостроительная компания принимала участие в Международном военно-морском салоне - 2021 в Санкт-Петербурге, где на своем стенде представляла разработки для навигации кораблей и для других объектов российского ВМФ.

Так или иначе, после анонсирования проекта восстановления пермского судостроения на июньском заседании комитета краевого ЗС по развитию инфраструктуры АО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК) выкупило имущество убыточного Верхнекамского судостроительного комплекса и сейчас передает производственные площади в аренду ООО «Пермская судоверфь».

Последнее было зарегистрировано в июле этого года, учредителем является ООО «ПНППК – Морская электроника», а директором судостроительного направления стал Сергей Багаринов, бывший директор «ПНППК – Морская электроника».

По словам пермского губернатора, возрождение судостроительной отрасли в крае будет способствовать созданию дополнительных высококвалифицированных рабочих мест и помогать развитию внутреннего туризма.

Как рассказал директор ООО «Пермская судоверфь» («ПСВ») Сергей Багаринов, пока всё, что на сегодня могут предложить возрожденные доки, – это ремонтировать суда. Для начала и этого немало.

– На предприятии ведутся работы по межнавигационному ремонту судов, – пояснил руководитель. – Первое судно уже поднято, до окончания навигации, то есть до ноября, планируем поднять одиннадцать-двенадцать судов. Спуск судов для нового сезона состоится в мае-апреле следующего года. Так что весь персонал компании занят.

И на сегодня на комплексе заново трудоустроены 52 человека. Новая компания уже выстраивает взаимодействие с центрами занятости населения, добавил Багаринов, а также с учебными заведениями с целью привлечения квалифицированных кадров для строительства судов и изготовления металлоконструкций.


Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края:
– Это возможность в перспективе организовать на территории края полноценный судостроительный кластер, скооперироваться с профильными предприятиями не только региона, но и всей страны. Вкупе всё это позволит привлечь в регион дополнительные инвестиции, а значит, в целом позитивно отразится на развитии экономики региона.


По достаточно осторожным планам, к 2027 году на предприятии будут созданы до 150 высокотехнологичных рабочих мест. Между тем, по словам гендиректора АО «КРПК» Алексея Буракова, компании «Эмпериум» нужно обустроить более двадцати остановочных комплексов и два пункта обслуживания флота на Москве-реке. Вполне вероятно, что этот заказ будет размещен в Закамске, детали обсуждаются.

– Кроме того, на днях состоялась встреча с представителями Объединённой судостроительной корпорации по вопросам организации франшизной сборки модульного круизного судна «Соталия». Планируем продолжить переговоры на отраслевой выставке «Нева», которая проходит в Санкт-Петербурге, – сообщил Бураков.

Поисками заказов для реанимируемой судоверфи заняты и власти края, поведал пермский губернатор. Так, сейчас прорабатываются вопросы организации на пермских предприятиях производств металлоконструкций, необходимых, в том числе для строительства мостов, а также модульных причалов и элементов к ним. И к этому направлению также может подключиться «ПСВ».

Специалистами компании, по словам Сергея Багаринова, уже разработана техдокументация по созданию модульных причальных сооружений.

– При наших производственных мощностях объем изготовления металлоконструкций на предприятии, как и заявляли, составит не менее 200 тонн в месяц, – уверен директор верфи. – Мы имеем все шансы наладить работу в этих направлениях. Разумеется, растущий объем производства потребует мобилизации трудовых ресурсов...

Следует помнить, Закамск – исторический центр пермского судостроения, поэтому в планах компании реставрация музея истории судостроительного завода. Уже составлено техническое задание на восстановление музея, даже найдены реставраторы.

Так что, по крайней мере, новые причальные дебаркадеры на воду в Закамске спускать будут точно. Насчет «Соталии» или электроходов – это покажет будущее. Тем не менее, вполне очевидно, что одного ремонта и причалов для полноценного возрождения судостроения в Пермском крае будет мало.

Кстати, сумма сделки не раскрывается, но, по финансовой отчетности за 2020 год, доходы Верхнекамского судостроительного комплекса составили 45,6 миллиона рублей. Убыток, правда, тоже имеется – 33,8 миллиона. Но восстановление требует затрат.

Алексей Клочихин
info@zwezda.su