Тут отменим – там добавим: как поменяются налоговые льготы в Пермском крае

3 ноября 2021 , 12:57


На октябрьском пленарном заседании Законодательного собрания края в первом чтении был принят ряд законопроектов, совершенствующих налогообложение.

В случае полного одобрения они положительно скажутся на ведении экономической деятельности не в ущерб бюджету региона. А еще один проект работает в пользу имиджа края на поле модной ныне экологической повестки.

Так, поправками в законы «О налоге на имущество организаций» и закон «О налогообложении в Пермском крае» предлагается расширить ряд объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым рассчитывается на основе кадастровой стоимости, пояснил министр экономического развития и инвестиций края Эдуард Соснин.

А именно: отнести к ним гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также садовые домики, хозпостройки или сооружения на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

До сих пор в крае налоговая база определялась так для административно-деловых и торговых центров, офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания общей площадью более 300 кв.м. Также отменяется 50-процентная льгота по налогу на имущество организаций в отношении жилых новостроек на балансе застройщика в течение второго года со дня их ввода в эксплуатацию.

– Эта льгота вводилась с целью оказания поддержки застройщикам и предоставления льготных условий в период реализации недвижимости, – комментировал Эдуард Соснин. – Жилые помещения не облагаются налогом от кадастровой стоимости в течение первого года со дня ввода в эксплуатацию. Мы считаем такой период вполне достаточным для сделки по продаже квартиры в новостройке. Тем более, как правило, большинство квартир продается еще в период строительства дома, задолго до его ввода в строй.

Помимо этого, авторы законопроекта предлагают установить на 2022–2024 годы ставки налога на имущество организаций «по кадас¬тру» в следующих размерах: 2022 год – 1,7 процента, 2023 год – 1,8 процента, 2024 год – 1,9 процента. Проще говоря, в законопроекте предлагается поэтапное повышение налога для недвижимого имущества. Но вместе с тем по итогам ближайшей трехлетки установленная ставка окажется ниже предельного уровня (два процента), предусмотренного Налоговым кодексом РФ.

Тем же проектом отменяются кое-какие прежде введенные налоговые льготы, ныне сочтенные неэффективными. Имеется в виду освобождение от налога на имущество, а также пониженные ставки для юрлиц, когда это касалось вновь введенных в строй капитальных объектов, будь они со¬оружены самостоятельно или же приобретены (действовала ставка в 0,6 процента в течение первого года после ввода, 1,1% – в течение второго и третьего года).

Эти ставки действовали аж с 2006 года и подразумевались как один из механизмов стимулирования инвестиций. Однако, по расчетам специалистов аналитического управления Заксобрания, только «за период 2011–2020 годов выпадающие доходы бюджета края в связи с предоставлением такой льготы составили 10,9 млрд рублей.

Из них более 40 процентов приходится на платежи организаций, являющихся участниками консолидированных групп налогоплательщиков или ведущих деятельность в отдельных отраслях, в составе которых добыча сырой нефти и природного газа и производство нефтепродуктов». Проще сказать, льготой пользовались крупные компании, чье положение в кризисы, прокатившиеся с 2006 года, не очень-то ухудшалось.

Как считают в правительстве региона, сегодня на территории Западного Урала в целях стимулирования инвестиционной деятельности установлены более эффективные налоговые льготы:

для налогоплательщиков, заключивших специальный инвестиционный контракт;
для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;
для резидентов индустриальных (промышленных) парков.

Также рассмотрены и одобрены в первом чтении поправки в закон «О транспортном налоге на территории Пермского края». Тут речь идет об освобождении от данного налога для граждан и организаций, если они обзаведутся транспортным средством, оснащенным исключительно электрическим двигателем. По сведениям налоговиков, в 2020 году на всё Прикамье насчитывалось всего два десятка счастливцев, владеющих электромобилем.

Поэтому в случае принятия новой льготы выпадающие доходы от транспортного налога (кстати, полностью пос¬тупающего в бюджеты муниципалитетов) будут невелики – около 300 тысяч рублей в год. Однако у ряда депутатов появилось предложение ограничить действие такой льготы пятью годами.

По мнению обеспокоенных законодателей, возможное резкое увеличение числа электромобилей в Прикамье в перспективе, при условии такой льготы, может ударить по местным бюджетам. Глава краевого минэкономразвития внял такой обеспокоенности и согласился проработать вариант «ограничительной» поправки ко второму чтению законопроекта.

Еще одним вопросом «налогового блока» октябрьской пленарки Законодательного собрания стали поправки в закон «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций в Пермском крае». Поправками снижен объем капиталовложений, необходимых для присвоения категории приоритетного инвестпроекта и получения льготы. По мнению парламентских экспертов, это обеспечит «повышение инвестиционной активности экономических субъектов региона и конкурентоспособности товаров, произведенных субъектами малого бизнеса».

Конечно, отдельные аспекты налоговых нововведений могли вызвать немало сомнений у депутатов. Но этого не случилось благодаря дипломатичному предложению руководителя фракции «Единая Россия» Юрия Борисовца.

– Все налоговые законопроекты непростые, все дискуссионные, – заявил лидер фракции. – Но сейчас они рассматриваются в первом чтении. Есть возможность детального обсуждения и обмена мнениями в рамках подготовки ко второму. Поэтому предлагаю эти инициативы краевого правительства принимать, а уже затем тщательно дорабатывать.

И коллеги вняли такой позиции. Наконец, также в первом чтении одобрены изменения в закон «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налого¬обложения». Суть в понижении налоговой ставки по УСН для предпринимателей, которые впервые откроют свое дело с начала 2022 года.

КСТАТИ
В 2021 году федеральным правительством утверждена «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транс¬порта в Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно этому документу, в период 2021–2024 годов в России запланировано обеспечить производство 25 тысяч электротранспортных средств, строительство 9 тысяч 400 зарядных станций. К 2030 году электромобили должны составить десять процентов от общего объема производимых транспортных средств.

Анатолий Москвин
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: