Удаленка наносит ответный удар или Пересядут ли автомобилисты в салоны общественного транспорта

2021 , 10:58


Интернет-газета «Звезда» уже сообщала, что с 1 января 2022 года в Перми планируется расширить зону платных парковок. Некий причудливый квадрат на карте города, где придется оплачивать стоянку, как и в административном и деловом центре города, возникнет в Свердловском районе.

Речь идет об ул. Пионерской на участке между ул. Глеба Успенского и ул. Белинского; ул. Полины Осипенко на протяжении от Комсомольского проспекта до ул. Пионерской; ул. Белинского на отрезке от Комсомольской площади до ул. Пионерской. Стоимость часа парковки на этих участках будет равна 20 рублей.

Эксперты проанализировали экономические последствия планируемого повышения стоимости услуги с одновременным расширением территории, на которой можно будет оставить транспортное средство за деньги. Их расчеты показывают, что городской казне новации сулят пополнение. Но не в казне же одной только дело...

Идеология платной парковки в Перми – по сути, копия с обоснований коллег из других российских городов. Паркинг за деньги де – во благо, прежде всего, для самих участников дорожного движения. Есть мнения, что благодаря денежному цензу на право оставить «железного коня» в центральном планировочном районе, сокращается масса пробок.

Впрочем, мониторинг сервиса «Яндекс.Пробки» (0+) показывает, что если прямая зависимость и есть, то... она какая-то невнятная, говорит аварийный комиссар Сергей Стрешнев.

Заторы в часы пик на центральных улицах как были до введения платного паркинга, так и остались. А в зимний период обстановку определяет далеко не только число транспортных средств на улицах, но, скорее, фактор погоды – и работа подрядчиков по расчистке и вывозу снега, борьба с гололедом.

Да и тезис, что если парковаться придется в основном за деньги, то машин в центре станет меньше, – небесспорный. Доля служебного, общественного, транзитного транспорта – весьма весомая часть городского трафика.

– Есть разные оценки, сколько на пермских магистралях сейчас автомобилей-частников, – считает экономист Ольга Кушнина. – Большинство экспертов сходится во мнении, что примерно 30 процентов от всех транспортных средств. Количество автомобилей важный фактор, но не решающий. Например, доля автомобилистов в современном Париже равна 17–20 процентам, в Берлине – 30%, однако при этом уровень заторов и потери времени в Париже больше, чем в Берлине...

В Москве транспортный поток сейчас распределяется следующим образом: личный автотранспорт – 27%, массовый общественный транспорт – 71% (но надо помнить, что там более 70 процентов поездок в этой категории приходится на метро), прочие – два процента (в первую очередь – такси и ведомственный или корпоративный транспорт, а также двухколесные транспортные средства). В Перми – аналогичная ситуация.

По официальным данным, доходы от платной парковки в Перми за 2020 год составили 132,9 млн рублей. Из них 65,8 млн рублей – оплата за пользование местами, а 67,1 млн рублей – поступления от штрафов!..

И это с учетом того, что в прошлом году почти три месяца город жил в условиях добровольно-принудительного домашнего заточения, введенного с началом пандемии коронавируса. Из-за той пандемии, признается начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис, фактические доходы оказались примерно на четверть ниже прогнозных.

А по сравнению с 2019 годом уменьшение составило 19,2 процента. На показателях сказалось, что в период нерабочих дней весной 2020 года парковки в Перми были бесплатными, но, после их окончания многие офисные работники, они же автомобилисты, продолжили работать удаленно.

Для сравнения, за 2019 год платные парковки принесли доход в 164,6 млн рублей, за 2018-й – 132,7 млн рублей, за 2017-й – 65,9 млн рублей. Но в течение трех последних лет поступления от штрафов в Перми неуклонно выше суммы сбора за парковочные места!..

При этом в центре Перми по-прежнему реально найти места, где вполне можно припарковаться и стоять хоть несколько часов бесплатно. Это стоянки у торговых и офисных центров, учреждений общепита, банков.

По опыту других мегаполисов, общественный транспорт альтернативу частному в Перми пока точно не составит. Начать с того, что система бесплатных перехватывающих парковок в городе так и не заработала.

Повышение платы на проезд, к слову, тоже особо не скажется на популярности поездок на общественном пассажирском транспорте. Экспресс-опрос корреспондента «Звезды» среди автомобилистов выявил устойчивое общее мнение: люди не готовы пересесть с личного авто в автобус или трамвай.

Пермяки, располагающие достатком, скорее воспользуются такси или каршерингом. С учетом непрекращающейся эпидемии при риске словить заразу при поездке в переполненном салоне – вполне закономерное решение. Так что пассажиропоток по-прежнему будут формировать льготники, школьники и пенсионеры.

Фактор работы на удаленке, которая для многих оказалась привлекательной, по сути, еще уменьшает замыслы властей сделать поездку в общественном транспорте более популярной. Ну и приходим к мысли, высказанной в начале: расширение зоны платной парковки и повышение стоимости часа стоянки даст скорее экономический эффект, нежели социальный.

Говорят, вскоре, после того, как, по оценке администрации, заполняемость парковок на ряде центральных улиц города дошла до 90 процентов и больше, городские власти планируют поднять цену до 25 рублей. Однако тут решения, в отличие от повышения цен на проезд, пока не принято.

В дирекции дорожного движения поясняют, что введение новых платных парковок призвано «повысить эффективность функционирования улично-дорожной сети Перми». Будут ли достигнуты декларируемые результаты – поживем, увидим.

Николай Ставцев
info@zwezda.su