Пермский край взял курс на «Новую промышленность» — Звезда

Пермский край взял курс на «Новую промышленность»

19 января, 11:22


Приоритетный региональный проект «Новая промышленность» был представлен министрам правительства на первом в 2022 году заседании кабинета.

Это один из шести проектов – наряду с «Доступным Уралом», «Живой Камой» и другими, – направленных на прорывное социально-экономическое развитие Прикамья и призванных сообщить ему новое качество.

Собственно, проекты были презентованы заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко еще в прошлом году и претендуют на ощутимую поддержку, в том числе финансовую – из государственного бюджета.

Традиционно Пермский край был и остается промышленно развитым регионом, этого никто не отрицает и никто не сможет отменить. Наши головные отрасли – машиностроение, нефтехимия, авиационное двигателестроение, добыча природных ископаемых... Однако необходимо стремиться и к созданию постиндустриальной экономики. Цель – довести этот сегмент в структуре регионального хозяйства до 20 процентов.

– Проект «Новая промышленность» предполагает создание кластера по судостроению, IT-кластера и новой химии. Создание производств продукции высоких переделов с характерным минимальным воздействием на окружающую природную среду, – заявил, открывая заседание краевого правительства, губернатор Дмитрий Махонин. – При этом будем опираться на наш научно-образовательный потенциал, благодаря которому уже теперь производится современная продукция, конкурентоспособная на мировых рынках. Продвигаемся в направлении создания особой экономической зоны (ОЭЗ): проект постановления Правительства РФ о создании ее у нас уже опубликован.

По словам главы региона, вероятно, на проект ОЭЗ в Прикамье будут получены все необходимые согласования в течение первого полугодия, и уже в 2022-м особая экономическая зона на территории Западного Урала станет реальностью. Это позволит создать целый ряд предприятий и промышленных линий, с которыми край получит новые рабочие места и дополнительные доходы в бюджет.

Второй по важности подпроект в рамках «Новой промышленности», уникальный даже в масштабе всей страны, – создание центра обработки данных («ГиперЦОД») уровня надежности TIER 3/4, своего рода общерегионального сервера и поставщика информации для органов власти и хозяйствующих субъектов.

Потребителями услуг ЦОД станут государственные структуры, промышленные и муниципальные предприятия, госкорпорации, финансовые структуры, телекоммуникационные компании, торговые сети. Объем инвестиций в этот проект обещает составить около 18 миллиардов рублей.

…Впрочем, «Новая промышленность» подразумевает не только создание с нуля новых предприятий и производств, но и поддержку, а иногда возрождение старых, составлявших славу и гордость западноуральской экономики в XIX и XX веках.

Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края:
– Развитие кластера судостроения – принципиальное решение, принятое с точки зрения сохранения этой отрасли в регионе. Мы в целом уделяем повышенное внимание производствам, которые по какой-то причине находились не в очень хорошем состоянии: это и завод имени Дзержинского, и «Мотовилихинские заводы», и судоверфь. Меры поддержки им избираются разные: например, в продвижении продукции, как для той же «Мотовилихи», в заключении контрактов, как для завода Дзержинского, во вхождении в уставный капитал, как в случае с судоверфью, чтобы не только поддержать производство, но и обеспечить его развитие по всем направлениям.

2021 год промышленный сектор Прикамья закончил с весьма неплохими результатами, отметил вице-премьер краевого правительства Алексей Чибисов, докладывая по вопросу. Индекс промышленного производства за год превысил 104 процента, при этом отгрузка промышленной продукции выросла более чем на 20 процентов (в действующих ценах). По уровню промышленного производства Западный Урал превысил показатели 2019 года.

– Сыграло свою роль то, что в крае действует целый набор мер по поддержке инициатив, – подчеркнул Чибисов. – Тут механизмы приоритетных инвестпроектов, инвестиционного налогового вычета, специальных инвестиционных контрактов. Но, безусловно, для того чтобы обеспечить конкурентоспособность региона и его промышленности, мы должны разрабатывать и внедрять и новые инструменты. Пакет документов для создания особой экономической зоны правительство готовило с конца 2019 года совместно с краевым центром и администрацией Пермского района.

Главными особенностями работы в ОЭЗ будут существенные налоговые льготы, и, что важно, наличие подготовленной инфраструктуры. Речь об очень большом проекте, он направлен на создание двух тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест и призван обеспечить прирост объема налоговых поступлений на два миллиарда рублей в год. Объем инвестиций резидентов составит не менее 35 млрд рублей, в развитие инфраструктуры – 5,4 млрд рублей.

В состав ОЭЗ войдут промышленная площадка (235 гектаров) и грузовой железнодорожный терминал в районе Осенцовского промышленного узла, участок в Индустриальном районе краевого центра площадью 45 гектаров – как раз под строительство ЦОД, – а также территория бывшего судостроительного завода «Кама» (37 гектаров) непосредственно на берегу реки. На первом этапе будет создано более 180 новых рабочих мест.

Алексей Чибисов:
– Крайне важен вопрос о доступности инфраструктуры для потенциальных резидентов. В бюджете края на 2022–2024 годы предусмотрены средства по соответствующей графе. Уже в этом году приступаем к предпроектным и проектным работам над необходимыми объектами с тем, чтобы в 2023 году выйти на уровень обустройства всех необходимых сетей.

Среди резидентов, которые уже подтвердили свою готовность работать в ОЭЗ, – «Пермская судоверфь», Пермская финансово-производственная группа, группа «Полипластик», ООО «Пермский завод промоборудования». Они провозглашены якорными, всего же намечено привлечь не менее 15 резидентов.

С учетом возможностей станции Осенцы вероятно формирование крупного транспортного и логистического узла. Только в этот объект потенциальные инвестиции оцениваются в сумме до 15 млрд рублей.

– Рассчитываем, что в том числе благодаря созданию ОЭЗ и в рамках межправительственного соглашения с Азербайджаном нам удастся получать скидки и на железнодорожные перевозки грузов внутри региона, – заключил Дмитрий Махонин. – Это может стать стимулом для создания в Перми хаба не только для всего Прикамья, но и для близлежащих регионов. Амбициозная задача, но она реализуема.

Анатолий Москвин
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: