Умные магистрали. На дорожную пятилетку в России направят 13,2 трлн рублей

15 июня, 16:10


За последнюю пятилетку в России точно опровергли тезис о «дорогах и дураках». Уже действуют федеральные трассы, которые создают более высокое качество перевозок пассажиров и грузов, такие, как «Нева», «Дон», «Таврида», Центральная кольцевая автодорога и другие. На полную мощность работает мост через Керченский пролив.

И это только начала масштабного строительства. Последние пять лет в России идет масштабное дорожное строительство. Сегодня мы создаем на территории «одной шестой части суши» удобную логистическую сеть для движения автотранспорта. Одновременно в стране строятся современные железнодорожные развязки и региональная сеть аэродромов и аэропортов. Задача, поставленная президентом России 2 июня на совещании по развитию дорожного строительства – до 2035 года 85% автомагистралей должны стать почти идеальными.
 
Тезис «главная беда России – дороги и дураки» – больше не работает. Мало того, что при малейшей проверке он оказывается банальным фейком. Ни русский украинец Николай Васильевич Гоголь, ни другие великие писатели, такого не говорили. И теперь уже не спросить у покойного жителя Латвии, юмориста Михаила Задорнова, для чего он решил в начале 90-х отдать авторство этой фразы коллегам из прошлого.
 
К слову, накануне развала СССР, в 1991 году дорожное строительство было одним из приоритетов. Качественные дороги и надежные авиа-, железнодорожные перевозки, доставка грузов водным транспортом всегда были основой национальной безопасности. По данным минтранспорта РФ, к 1991 году строилось 1100 тысяч км автодорог. После чего до 2005 года отрасль находилось в упадке, были нарушены даже существующие межрегиональные связи.  Старт масштабным стройкам дал принятый в 2007 году с федеральный закон об автомобильных дорогах.
 
Первым знаковым для отрасли объектом, если не считать строительство той же МКАД, стал Крымский мост – его начали проектировать в 2014 году и уже сегодня стройка завершена. Масштабирование дорожного строительства на все регионы мы увидели еще в прошлой пятилетке.
 
В предыдущие пять лет в России построено и реконструировано 2,5 тысячи км федеральных автодорог; отремонтировано, в том числе капитально 43 тысячи км трасс; построено 23 взлетно-посадочные полосы; построено и реконструировано 76 объектов аэропортовой и аэродромной инфраструктуры; построено свыше 1,7 тысячи км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий; открыто более тысячи грузовых и пассажирских станций и платформ; прирост портовых мощностей составил 150 млн тонн.
 
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло – в том числе масштабное наполнение региональных дорожных фондов подстегнуло местный бизнес к созданию рабочих мест на фоне кризиса 2008 года. За дорожниками «подтянулись» и другие отрасли – то же машиностроение, производство стройматериалов и даже IT – новые магистрали сразу обеспечиваются «умной» системой управления дорожным движением. Сейчас, на фоне нового экономического кризиса, развитие дорожного строительства даст еще больший синергетический эффект промышленности.
 
Как тут не вспомнить «великую депрессию», когда президент Франклин Делано Рузвельт начал строить дороги, а Генри Форд начал на конвейере выпускать свой «народный автомобиль». Именно разветвленная сеть хайвеев дала возможность Америке развить все отрасли промышленности. И именно этой стратегии придерживались мы до развала СССР.
 
Безусловно, для качественного строительства дорог нужна качественная законодательная база и «чистые руки». Общественное мнение до сих пор считает, что там, где много бюджетных денег – обязательно своруют. Но эту расхожую фразу сейчас активно опровергают силовики: чего стоит одно уголовное дело «Автодора», расследующееся под контролем главы государства.
 
Россия, особенно с учетом новых экономических вызовов, сегодня жизненно заинтересована в развитие транспортной инфраструктуры. В ближайшую пятилетку только на строительство автодорог направят 13,2 трлн рублей. Это 5,4 триллиона – средства Федерального дорожного фонда, 7,2 триллиона – региональные. Ещё 436 миллиардов – это деньги Фонда национального благосостояния на строительство автодороги М-12 Казань - Екатеринбург, обход Твери.
 
Всего у нас в программу включено 46 обходов городов и населённых пунктов, включая такие крупные, как Тверь, Саратов, Волгоград, Гудермес, Владикавказ, Набережные Челны, обход Саратова – это федеральные обходы. Региональные: обход Кемерова, обход Калуги, обход Липецка, Лобни, Пскова, Калининград, Астрахань, Майкоп, Тольятти, Пермь – всего не перечесть. Это дает возможность не только разгрузить города от большегрузного транспорта, тем самым продлив срок жизни дорог. Для грузоотправителей дорожная сеть нового уровня сокращает время, а значит и затраты на доставку грузов партнерам.
 
Мощный запрос на новое качество транспортной логистики дает промышленность – предприятиям необходимо в короткие сроки перестроить логистические пути для перевозки своих грузов, в том числе – зарубежным партнерам. Как заявил, отвечая на вопросы президента России Владимира Путина 2 июня министр транспорта Марат Хуснуллин, «в рамках пятилетнего плана будет обеспечено опережающее исполнение целевых показателей Ваших указов по доведению до нормативного состояния 85 процентов дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50 процентов дорог в регионах».



Новости Mediametrics: