Петя с Волком встретились в Новых Лядах
Пермский академический театр оперы и балета представил симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и Волк», поставленную москвичкой Александрой Ловянниковой. Премьера состоялась в частной филармонии «Триумф» 4 и 5 декабря.
Частная филармония «Триумф» (бывший кинотеатр – первый в Перми) – пространство очень своеобразное, далеко не все аудио-визуальные события сюда «укладываются». Моноспектаклям этот зал великоват, постановкам Балета Панфилова – откровенно мал, да и музыкальные камерные концерты здесь полноценно звучат не всегда. Но для нового спектакля Пермского академического театра оперы и балета «Петя и Волк» зал «Триумфа» практически идеален.
Во-первых, оркестр рядом, и его хорошо видно, несмотря на то, что драматическое действие происходит на авансцене. Во-вторых, в постановке активно задействован задник, который служит сразу двумя экранами; часть сказки происходит в виде мультфильма. А главное, граница между сценой и залом настолько размыта, что маленькие зрители чувствуют себя настоящими участниками спектакля.
Александра Ловянникова, режиссёр так называемой новой волны, многократный номинант Национальной театральной премии «Золотая маска», признанный автор спектаклей для детей и юношества, прекрасно знает и использует особенности детской психики. Она, словно дирижёр, взмахивая невидимой режиссёрской палочкой, легко переключает внимание ребят ровно за одну-две секунду до того, как маленький зритель начинает утомляться.
Возрастная категория этого просветительского спектакля-рассказа об инструментах симфонического оркестра – «шесть плюс». Но на мой взгляд, он будет интересен даже младшим дошкольниками. Здесь всё разложено по полочкам, всё подробно показано и объяснено, причём когда чтец Дмитрий Камалетдинов начинает работать с залом, ты не сразу спохватываешься, что спектакль-то давно идёт. То же самое и в конце: ты увлёкся и ждёшь продолжения, а, оказывается, уже финал.
Драматург Юлия Поспелова заметно приблизила либретто знакомой с детства сказки, включив в неё элементы пермских реалий. Пионер Петя, придуманный и воплощённый Сергеем Прокофьевым в 1936 году по инициативе Наталии Сац, живёт, естественно, в Перми. Дедушка Пети работает в оперном театре, а дача, где происходит встреча с волком, находится в Новых Лядах. Ну, а Волк, как вы понимаете, сбежал из пермского зоопарка.
Кульминация спектакля – мультипликационный репортаж об этом побеге. Главные партии – Пети, Уточки, Птички, Волка, Кота, Зоотехника – исполняют артисты балета. Для коммуникации персонажей хореограф Лаура Хасаншина использовала только классические балетные па, включая сложные поддержки и экзерсисы. Мы видим, как трепещет от страха уточка, как буквально зависает от любопытства в воздухе птичка, как интересен окружающий мир Пете... И какую роль во всём этом играет оркестр.
Чтобы маленьким слушателям было проще усваивать симфоническую музыку, она звучит с перерывами, и тогда «мячик действия» опять переходит к Пете, его дедушке, Утке и Птичке. Петю талантливо сыграл и станцевал артист Пермского балета Генрих Райник, представитель известной танцевальной династии. И вот что поразительно. Петя-Генрих родился во второй половине девяностых. Но почему он в этом спектакле (практически без грима) так похож на всех пионеров Советского Союза!
И атмосфера, созданная художниками Кристиной Кипиной и Ульяной Глумовой – тоже, кажется, из семидесятых-восьмидесятых, когда мальчики Пети ездили с дедушками-музыкантами электричкой на дачу, а не зависали в компьютере.
Незамысловатые, словно нарисованные большим фломастером на куске картона декорации дачных кустов, кукольные накладные маски из простых материалов, фрагмент кукольного мультфильма на заднике – всё говорит о том, что мы – в машине времени. Именно такой спектакль те, кому сегодня вокруг сорока или даже пятидесяти, могли бы посмотреть и послушать в своём детстве.
Главное-то – послушать. Вот он, на расстоянии вытянутой руки оркестр. Каждого музыканта прекрасно видно и слышно. Уточка – это гобой, Птичка – флейта, Кот – кларнет, Дедушка – фагот, Волк – три валторны, Петя – смычковые струнные... Главный герой сказки – музыка Прокофьева. Начало начал. Точка отсчёта. Советское детство. Просто детство. Способ, которым его можно вернуть (и скорректировать) хотя бы сейчас.
Наталья Земскова
Использована афиша.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Вчера
Вчера
3/10
3/10
3/10
