В бывшей вотчине французского революционера Строганова обсудили геокультурный брендинг малых городов Прикамья — Звезда

В бывшей вотчине французского революционера Строганова обсудили геокультурный брендинг малых городов Прикамья

13 мая 2021 , 12:48


Все мы временами не прочь прикоснуться к кладезю самобытного многонационального прикамского фольклора, отметить уникальность народных промыслов и ремесел.

Умиляемся нашим архитектурным наследием – основательностью купеческих особняков городов, лежавших на маршрутах Ермакова похода и Великой Северной экспедиции, историческими и археологическими памятниками, трудами пермских ученых и книгами крупных писателей.

Наконец, в нашем крае тысячи энтузиастов, которые порой бескорыстно готовы и продвигать свой любимый край. Однако достаточно ли всего этого, чтобы Прикамье выгодно отличалось от других регионов в плане имиджа? Это попытались понять на круглом столе по геокультурному брендингу городов Пермского края, который прошел в Очёре.

Тренди-брендинг

Большинство моих иногородних друзей, приезжая в Пермь, до сих пор в первую очередь любопытствуют: «А где у вас тут «Хромая лошадь» горела?» Или просят показать места, где разбился «боинг»… или прокатился «взбесившийся автобус». А ведь сколько лет прошло с тех трагических событий!..

Другие, особенно москвичи, помнится, с недоумением смотрели на «красных человечков» и бревенчатую громадину «П» близ Перми II. Дескать, это ваши бренды?! И вы, пермяки, еще смеете заявлять, что это мы в столицах ударились в постмодернизм какой-нибудь?..

Получается, Пермь сегодня в России больше всего известна за счет трагических событий и небезусловного уровня головоломок. Всё это вкупе с мрачным историческим наследием – от убийства великого князя Михаила Романова до обилия мест лишения свободы – создает в России несколько мрачноватый образ нашего края. Это же только потом – да и то, разумеется, после «Реальных пацанов» (16+) – некоторые наконец вспоминают, что Прикамье – это еще и один из самых авторитетных в стране театр оперы и балета.

Это Белогорский монастырь, художественная галерея с уникальной коллекцией западноуральской деревянной скульптуры, «звериный стиль», этноландшафтный фестиваль «Сердце Пармы», один из старейших фестивалей документального кино страны – «Флаэртиана», архитектурно-этнографическая жемчужина «Хохловка» и многое-многое другое, живописное, исторически важное и, главное, уникальное. А уникальность в положительном смысле, как известно, – непременное условие понятия «бренд».

Самое обидное – это относится не только к иногородним. Даже коренные пермяки очень удивляются, что есть у нас, например, в Нытве уникальный Музей ложки. Бывает и так, что суксунцы с трудом представляют себе, что такое этнографический парк близ «Огонька» в Чусовом, а чусовляне не знают, что близ Суксуна струит свои воды на радость людям водопад Плакун.

И уж точно мало кому известно, что Очёр – это еще и из истории Великой Французской революции, участником которой был якобинец Павел Строганов. Граф в России – Поль Очёр для единомышленников.

Но кого ни спроси – «Реальных пацанов» смотрели почти все. Это уже не брендинг, это тренди-брендинг какой-то. Поэтому, по мнению доктора культурологии Дмитрия Замятина, Прикамье, как и многие другие регионы страны, нуждается не только в разовых разработках позитивного имиджа, а в геокультурной стратегии развития.

Нормы общежития

Что это за зверь такой, узнали участники круглого стола «Геокультурный брендинг городов Пермского края», который прошел на площадке Очёрской библиотеки. В диалоге приняли участие авторитетные ученые, краеведы, представители муниципальной власти и творческой интеллигенции.

Обсуждаемые проблемы касались состояния культурного ландшафта, имиджевых ресурсов и городского пространства Очёра, оценивался визуальный облик городской среды. Но главный вопрос, который назрел в итоге: способен ли малый город, такой как Очёр, самостоятельно сконструировать собственный геокультурный бренд? По мнению экспертов, несомненно способен.

– Как, впрочем, и многие другие населенные пункты Пермского края. Ведь Очёр, несмотря на безусловную уникальность своих культурных ресурсов, как ни гляди, типичный исторический малый город, – считает модератор круглого стола, кандидат культурологии Юлия Дианова. – И то, что применимо к Очёру, в большом объеме может пригодиться Кунгуру и Верещагино, Нытве и Кудымкару. И даже Перми.

«Геокультурные образ, пространство, стратегия» – первым эти понятия применительно к брендингу территорий использовал культуролог и географ Дмитрий Замятин, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики им. А. Высоковского при Высшей школе экономики (Москва). Он же первым отделил «геокультурный» брендинг от собственно «маркетингового», к которому общественность более-менее привыкла.

– Главная цель геокультурного брендинга не может быть чисто коммерческой, – отметил Дмитрий Николаевич. – В первую очередь он ориентирован на сплочение всех слоев населения территории и вовлечение его в культуротворческую деятельность. А это целый пласт – от участия в крупных фестивалях до соблюдения элементарных норм человеческого общежития.

Профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета Сергей Дианов дополнил:

– Еще одно важное отличие геокультурной стратегии от других форм имиджевой политики – в том, что она никак не связана с продвижением обычных экономических, культурных и социальных проектов, которые и так проводятся в каждом регионе.

Геокультурная политика прежде всего ориентирована на события, которые могут преобразовать в лучшую сторону реальный облик города. То есть направлена на людей, а не на материальные и иные объекты.

А такое возможно лишь при создании творческой среды, служащей стимулированию к выдвижению творческих идей, демонстрации активными гражданами собственных проектов и изобретений.

И именно при этом условии, по мнению ученых, возможен успешный старт на формирование социально и экономически значимого образа территории.

Между прудом и храмом

Однако грош цена любым исследованиям, если они так и останутся на страницах умных книжек, заболтаются в обсуждениях и потеряются в долгих ящиках столов. Суть разработок, созданных Дмитрием Замятиным и супругами Диановыми, в прикладном использовании этой самой геокультурной стратегии. Она не должна лежать мертвым грузом, а постоянно работать на территорию. И результаты демонстрировать желательно прямо сейчас!

Ученые готовы выдать ряд конкретных рекомендаций по геокультурному брендингу, пожалуй, для любого города Пермского края. Это же стратегический актив – не менее значимый, чем экономика, социальная сфера или научно-технический потенциал.

Конечный продукт стратегии – формирование геокультурного бренда. Процесс далеко не сиюминутный, даже несмотря на наличие богатого потенциала. До того как город или регион будет способен полноценно презентовать себя в российском или мировом масштабе, должно многое произойти.

Для начала, из всей массы имиджевых ресурсов нужно выделить те, которые из местечковых способны перерасти в знаковые. Допустим, в городе есть живописный пруд, красивый храм и известный завод.

Будучи с самого основания градообразующим предприятием со славными традициями, выпускающим уникальную продукцию, ныне завод, увы, утерял свою значимость. От былого промышленного гиганта мало что осталось. Да и храм – безусловно, величественный, любимый прихожанами, однако какой-либо оригинальностью постройка не обладает – таких похожих друг на друга типовых церквей в России довольно много.

А вот пруд – второй в Европе по площади зеркала рукотворный водоем, созданный трудом крепостных крестьян и мастеровых еще в XVIII веке, до сих пор является излюбленным местом отдыха горожан и туристов. По логике, именно пруд нужно продвигать как элемент геокультурного бренда.

Комфорт это турпоток

Выбор, конечно, выглядит нелегким и экзотичным, но, вероятно, не нужно стесняться того, что храм и завод в список для продвижения не войдут. Сами по себе ведь они никуда не денутся, всё равно останутся почитаемыми брендами местного значения.

И, естественно, не стоит забывать о доступности пусть даже самого замечательного исторического и культурного потенциала на фоне живописнейших ландшафтов, а также о банальном бытовом комфорте пребывания и проживания туристов.

Скажем, Усолье или тот же Очёр – сказочно достославные исторические места, где есть на что полюбоваться, но если при этом туда долго и нудно добираться, кушать всухомятку, ночевать в машинах или палатках, и туалет, простите, на улице – вряд ли в ближайшее время сюда можно ожидать большого потока туристов. Особенно искушенных, привыкших к известной доле комфорта.

С другой стороны, на территории можно иметь довольно скромный музей или парк, но создать там такие условия, чтобы приезжающие почувствовали себя по-настоящему отдохнувшими. Условия должны всецело способствовать положительному имиджу города или региона.

Максим Шардаков
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: