То, что нынешнее коренное население Предуралья, как, впрочем, и Зауралья (коми, ханты, манси) по культуре и языку относятся к финно-угорской группе, сомнений не вызывает давно. А вот жили ли здесь сами древние или пра-венгры?
В ноябре 2020 года журнал Scientific Reports опубликовал результаты генетических исследований костного материала, полученного в Челябинской области из могильника Уелги, и образцов с территории современной Венгрии. И ученые утверждают: выявлено сходство гаплотипов. То есть, предки мадьяр действительно пришли на Дунай с Урала.
На карте же, иллюстрирующей статью, указана Magna Hungaria – гипотетическая прародина венгров. Несколько лет назад в существовании этой легендарной страны убедились и члены пермско-венгерской археологической группы, работавшей на Баяновском могильнике в Добрянском округе.
Памятник не один год привлекал внимание ученых предметами раннефинноугорского происхождения. К специалистам Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета не раз присоединялись сотрудники и студенты Сегедского университета и Католического университета им. П. Пазманя (Венгрия).
Ученые убедились, что погребальные обряды, характерные для памятника в Пермском крае, были идентичны ритуалам, осуществлявшимся при погребениях на территории Венгрии в IX–X веках. В одном из вскрытых погребений семь лет назад нашли металлическую лицевую погребальную маску.
– Это неотъемлемая характерная этнографическая черта угров, живших на востоке от Урала – предков современных хантов и манси, сохранявшаяся у них вплоть до XIX века, – комментировал тогда нашему журналисту доктор исторических наук, ныне заведующий Отделом истории, археологии и этнографии Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Андрей Белавин. – Этот же элемент погребения зафиксирован у угров Южного Урала, и он же встречается у европейских венгров периода раннего средневековья!
В Прикамье также находят поясные сумочки, серебряные поясные наборы, холодное оружие, изготовленное в Карпатской котловине. Значит, между Западным и Южным Уралом, где, по этой гипотезе, осталась часть предков мадьяр (самоназвание венгров) и Подунавьем (где на берегах Дуная образовалась современная Венгрия) имелись торговые связи.
Восемь лет назад на Баяново была найдена пластинка поясной сумочки, приведшая венгерских специалистов в восторг: настолько она была типична для их культуры.
Считается, что понятие Magna Hungaria («Древняя или Великая Венгрия») ввел в обиход путешественник, католический монах Плано Карпини (XIII век). Между тем, другой странник, также инок, венгерский доминиканец Юлиан не сомневался, что нашел эту прародину своего народа в том же столетии за двадцать лет до Карпини.
Сей ученый муж успел совершить свое путешествие до нашествия монголов. Как гласят его записки, добравшись до Волжской Булгарии, он на базаре встретил женщину, которая заговорила с Юлианом… на его языке свободно. И потом сопроводила путешественника до своего селения. Среди обитателей которого сохранилась память о том, что часть их предков некогда ушла на запад, и с ними потом еще долго поддерживалась связь.
Вероятно, гипотетическая Magna Hungaria располагалась, в основном, на Южном Урале (территория современной Башкирии). Однако, как подтверждали находки археологического сезона первой половины 2010-х годов, она также включала и земли современного Пермского края.
Любопытны данные археологических исследований. Для Западного Урала характерна лесостепная неволинская культура (в честь села в Кунгурском районе – ред.). Ее следы исчезают около IX века, и их место занимает существовавшая одновременно с ней более лесная культура – ломоватовская (по названию речки в Чердынском районе).
– Долгие годы у нас считалось, что племена, которые жили на территории нынешнего Прикамья более тысячи лет назад, и были прямыми предками ныне живущих здесь коми-пермяков, – рассказывает профессор Белавин. – Между тем, картина получается шире. Те люди, что жили здесь, частью ушли на запад и стали родоначальниками мадьяр, частью распространились на восток – и превратились в манси.
На их место приходят более «финноязычные», – тому подтверждением данные более северных, чем Баяновский, могильников, – и уже от них, можно полагать, произошли коми-пермяки. Впрочем, в наше время это вопрос дискуссионный.
В силу разного рода политических факторов, под ударами османских завоевателей европейские мадьяры почти забыли о далекой прародине, что осталась на востоке. Чтобы в XXI веке начать разыскивать ее следы.
Игорь Карнаухов
info@zwezda.su
Герои раскопа:
год 1947 – основание Камской археологической экспедиции
Сведения о «чудских городках» на Верхней Каме встречаются в писцовых книгах Яхонтова, Кайсарова, относящихся к XVII веку.
Самой ранней публикацией археологических материалов Прикамья считается книга шведского путешественника Ф. И. Страленберга (1730), содержавшая описание уникального памятника – Писаного Камня.
Считается, что первые научно организованные археологические раскопки в Прикамье были проведены под руководством чиновника Пермской казенной палаты Василия Берха на городищах Искор, Пянтежском и в поселении Урол в 1819 году.
И, однако, основание и становление археологических исследований как института связано с именем основателя Камской археологической экспедиции, доктора исторических наук Отто Николаевича Бадера (1903– 1979).
В силу обстоятельств, как этнический немец в годы Великой Отечественной Войны, он был отправлен в Трудармию и в тыл. Так оказался на Урале; работал в Магнитогорске, Свердловске, Нижнем Тагиле.
И везде находил возможность заниматься делом своей жизни. В 1946 году стараниями ректора Молтовского госуниверситета Александра Букирева Бадер был приглашен в вуз на должность доцента.
В 1947 году по инициативе Отто Николаевича было организовано I Уральское археологическое совещание. Эта конференция стала традиционной и не утратила своей значимости по сей день. В том же году была создана Камская археологическая экспедиция.
Благодаря чему стали возможны масштабные работы, были выявлены и исследованы сотни новых памятников, относящихся ко всем ступеням развития материальной культуры древнего населения Уральского региона – от палеолита до нового времени.
С нею связаны имена таких известных ученых-археологов, как Владимир Оборин, Юрий Поляков, Андрей Мельничук, Владимир Денисов, Римма Голдина и многих других. Сегодня ее возглавляет кандидат исторических наук Григорий Головчанский, преподаватель кафедры истории России.
На базе экспедиции проходят практику будущие историки, действует археологический студенческий кружок.
В 1984 году начинается деятельность Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного педагогического университета (КАЭЭ ПГПУ) под руководством профессора Андрея Белавина.
Ее деятельность в основном сосредоточилась на изучении разрушающихся памятников эпохи раннего железа и средневековья. В ПГГПУ также создан археологический музей, открыта аспирантура по специальности «Археология».
Фаат Ахметгалеев
info@zwezda.su