Интервью с генералом Генераловым: экс-военком Пермской области и края сначала возглавлял комиссариат в мятежной Чечне
В апреле стартует призыв в Вооруженные силы России. При этом в Прикамье растет число уклонистов – как и во всей стране. Чем этот тренд обусловлен и как воспитать будущего защитника Отечества? Об этом бывший военный комиссар Пермского края, генерал-майор Александр Генералов рассуждает в эксклюзивной беседе с корреспондентом «Звезды».
В России почти вдвое – в 1,7 раза – увеличилось число случаев уклонения от военной службы путем симуляции болезни или иным способом, такие данные привели недавно в Главном военном следственном управлении СК России по итогам прошлого года. В Пермском крае обстановка пропорциональная: более пяти тысяч уклонистов от прохождения службы. Цифра, сопоставимая с ежегодным нарядом по призывникам, который Министерство обороны присылает в наш регион.
Вопросами призыва и жизнью всего пермского гарнизона Александр Генералов занимался несколько лет на должности регионального военкома. Хотя сейчас и в отставке, но в боевом строю. Как и прежде, у генерала каждый день расписан буквально по минутам. Побеседовать с ним удается в автомашине, по дороге на встречу бывшего военного комиссара края с воспитанниками Пермского суворовского военного училища Минобороны РФ.
Чему учили с детства
Будущий военный появился на свет в гражданской семье в Красноярском крае. Родители были строителями, и звучная фамилия Генералов на будущую профессию не повлияла совсем, улыбается бывший военком. В середине 50-х – начале 60-х мать с отцом работали на больших стройках Страны Советов. Потому перемена мест для Александра Владимировича с детства не в новинку. Школьное образование получил в Хабаровске.
– Всё, что хорошего во мне есть, это от родителей и от педагогов. Спорт любил с детства, прежде всего футбол. Благодаря спорту отчасти и пошел в военные, – повествует наш собеседник. – В выпускном классе все парни тогда хотели быть летчиками. Мечтали поступить в то училище, которое окончил Юрий Гагарин. Грезили небом, – вспоминает генерал. – Но местный военком посмотрел на их аттестаты и посоветовал учебное заведение – Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. К. Рокоссовского.
После его окончания выпускнику-офицеру пришлось сменить полтора десятка регионов по всей стране, и тогда это был Советский Союз на переломном этапе истории государства. И важных решений приходилось принимать немало.
Горячие точки
Генералов окончил еще и Военную академию им. Фрунзе в 1987 году. После нее приказ был – продолжить службу в Азербайджане. Закавказский военный округ, 22-й мотострелковый полк, Александр Владимирович – заместитель командира. А в 1990-м начались всем известные события (армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорно-Карабахской автономной области – авт.)
– Меня перевели в Баку. А перед этим я как раз в Нагорном Карабахе был комендантом полгода. Потом – под Сумгаитом. Помню, по тревоге полк подняли. Но в Сумгаит, когда там начался конфликт, мы не входили. Простые люди везде отличаются нормальным поведением, и азербайджанцы, и армяне. У наших военных со всеми были ровные отношения. Но приходят подстрекатели, и начинается, – вспоминает генерал-майор.
Рассказ о жарком Закавказье диссонирует с видами за окном автомобиля: заснеженные поля, величественный лес. Без малого двадцать лет назад Генералову пришлось делать выбор в такие же весенние дни.
– Когда мне предложили должность военного коменданта Наурского района Чеченской Республики – это уже во вторую чеченскую кампанию, – пришел я домой, жене говорю: так и так, поедем? Она – санинструктор. Зять у меня тоже военный. Добился и его перевода туда. И сын по выпуску из военного училища как раз там же служить стал.
– Риски просчитывали? Всё-таки почти всю семью туда...
– Риски, откровенно говоря, оценил только сейчас: насколько это опасно было для родных, – говорит Генералов.
В Чечне же произошел примечательный случай.
– Дело шло к уборочной. Приходят ко мне местные жители, аксакалы станицы Наурская (это бывшая казачья станица). Просят: Александр Владимирович, выручай! Топливо поступит к нам только через несколько дней, а скоро пойдут дожди, и урожай у нас пропадет. Я говорю: да у меня же не частная лавочка! Не имею права! А они – выручай, нам больше не к кому обратиться. Мы всё возместим... Задумался, зама по тылу вызвал. Он согласился: дадим под расписку. И мы выделили ГСМ, они убрали урожай.
В течение месяца ворота у нас не закрывались: они везли нам арбузы, фрукты, овощи. Горючее, кстати, оперативно возместили.
А примерно через год нас перевели в Ножай-Юртовский район. Так аксакалы Наурской поехали в Ножай-Юрт и договорились с местными: у этого коменданта людей не трогать. И действительно, километрах в пяти от нас была соседняя Надтеречная комендатура, они как поедут, так обязательно на фугасе подорвутся. И пять-шесть человек везут на Родину. А моих Бог миловал, – рассказывает генерал.
Призыв отменять рано
Корпуса Пермского суворовского училища видно уже на подъезде к поселку Звёздному. В стенах этого учебного заведения получают знания и навыки более 500 будущих военных. Если мерить в категориях армейской численности, целый батальон. Больше половины из них – из семей жителей Перми и края, другая половина съехалась на Западный Урал из более чем трех десятков субъектов Федерации. Притом что поступить сюда непросто.
Александр Владимирович – частый гость этой кузницы офицерского состава.
– Как вы считаете, нужна профессиональная армия или призыв должен сохраниться?
– Призыв однозначно должен оставаться. Но задачи на внешнем контуре, безусловно, должны решать профессиональные военные. Призывники могут и должны нести службу во внутренних округах. Это ведь и образовательный, и воспитательный процесс. Год спустя молодые люди возвращаются из армии другими. Они на голову выше себя прежних. А базовые знания в военном деле в современном мире просто необходимы.
– Как в вашу бытность военным комиссаром Пермского края вы решали проблему уклонистов? Ведь сейчас их число снова растет, и даже ужесточение ответственности не особо влияет на эту статистику.
– Вопросы с уклонистами решались комплексно. Проводили, разумеется, работу совместно с правоохранительными органами. Но главное – заинтересовать призывников. Важно устроить так, чтобы молодые люди сами спешили на медкомиссию, как только пришла повестка.
– А как оцениваете влияние мультимедийных технологий, пресловутых гаджетов на наше молодое поколение?
– В нашем Суворовском училище я обращаю внимание на поступающих мальчиков возраста после пятого класса. В кабинете окулиста есть знаменитая большая таблица с буквами и знаками... Так подросток иногда даже самую большую букву, бывает, не видит. Наугад произносит. Мальчики умненькие, но слепенькие…
– А в плане физподготовки как оцениваете современную молодежь?
– В моем поколении мы целый день проводили на улице. Футбол, баскетбол, зимой – хоккей. А сейчас почти пустые дворы, пустые спортплощадки. Подростки сидят в компьютерах и телефонах. В итоге, к окончанию школы они хилые, слабые и больные.
Большой актовый зал училища полон. Александр Генералов рассказывает воспитанникам о своей службе. «Патриотизм в нагрузку не дают, он воспитывается с детства», – рассуждает бывший военком. Затем берет гитару и поет песни времен войны в Афганистане, чеченской кампании и Великой Отечественной. Юноши подпевают звучному, командному голосу генерала. Полтора часа пролетают на одном дыхании.
Вместо послесловия
В конце марта Верховный главнокомандующий традиционно подписывает указ о призыве на воинскую службу. Обычно из края в ряды Вооруженных сил в период до 15 июля отправляют около трех тысяч человек. Кто-то ждет отправки в армию с нетерпением, но кто-то уходит на нелегальное положение. Впрочем, игра в прятки с военкоматом чревата последствиями.
Ведь те граждане, кто не освобождался от службы в армии по уважительной причине, вместо нормального военного билета получат невразумительную справку по форме № 1/У. С такой бумагой – это уже проверено – их не примут, например, ни на государственную, ни на муниципальную службу. Да и получить судимость на старте взрослой жизни – дело вполне реальное.
В эти дни в суд передано уголовное дело в отношении 24-летнего жителя края. Недоросль обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса РФ (уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований). Ему грозит серьезный штраф, а возможно, и реальное лишение свободы.
Справка «Звезды»
Окончил Дальневосточное военное училище в 1975 году. Службу в армии начал с должности командира взвода мотострелкового полка. С поста начальника штаба полка поступил на учебу в Военную академию им. М.В. Фрунзе. После окончания академии служил на командных должностях в 128-й пулеметно-артиллерийской дивизии (Еврейский автономный округ), 10-й танковой дивизии (Воронежская область).
Окончил Академию экономики и права в 1997 году (юридический факультет). С 2002 года возглавлял военную комендатуру Наурского района Чеченской Республики. С мая 2004-го по сентябрь 2006-го – военный комиссар Пермской области, с сентября 2006-го по август 2007 года – военный комиссар Пермского края. Военный комиссар Алтайского края с августа 2007-го по октябрь 2009 года. Воинское звание – генерал-майор.
Олег Хвацкий
info@zwezda.su

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Вчера
Вчера
25/09
25/09
24/09
