Как быть, если стали жертвой интернет-продавца — Звезда

Как быть, если стали жертвой интернет-продавца

16 апреля 2021 , 20:34


Режим ограничений, введенный во время пандемии COVID-19, дал повод для активизации мошенников-надомников.

Обманщики-одиночки используют социальные сети для выманивания у пермяков денег. Наиболее распространенная схема – организация торговой онлайн-площадки на персональной странице в наиболее популярных соцсетях: от «ВКонтакте» (18+) до Instagram (18+).

Ярмарка фейков

В отличие от известных интернет-магазинов, у которых имеются сайт, учетные и юридические данные, возможность проверить, что это за виртуальная площадка, каковы условия и ответственность в случае неисполнения обязательств продавцом, частная страничка в соцсети – это как в электричке купить непонятно что у неизвестно кого, считает специалист по защите прав потребителей Валентина Попкова.

Между тем за последний год кустарная онлайн-торговля приняла внушительные размеры. Проще сказать, чего в Сети не продают, кроме того, что заявлено в прайсах и каталогах.

– С учетом потенциальных покупателей онлайн-маркетологи выстраивают специальную систему на страничках в соцсетях, – говорит пермский интернет-таргетолог Олеся Плещеева. – Товары для детей, одежда и обувь, канцтовары и мелкая бытовая техника, аксессуары и украшения, косметика и парфюмерия – красивые картинки и отзывы будто бы от счастливых покупателей, которые якобы уже приобрели товар... Так создается доверие к продавцу, который работает по предоплате.

Основные аргументы – низкая цена, быстрая и бесплатная доставка, если товар не подошел (не тот размер, не тот цвет, не то качество) – вернем, мол, деньги быстро обратно на карточку…

Да и перевод денег сейчас – это дело пары минут. Несколько тысяч рублей на счет виртуального торговца без заключения договора купли-продажи – сейчас это нечто само собой разумеющееся.

По оценкам экспертов, за прошедший год в пермском сегменте основным рынком из соцсетей стал «ВКонтакте» (18+). Число продавцов-частников там выросло в разы. Они уверенно теснят «Авито», Ozon, AliExpress и другие традиционные электронные площадки.

Грамотные локальные интернет-коммерсанты уже неплохо освоили таргетированную рекламу, продвижение своих мини-проектов через местные паблики. Ведь куш в перспективе можно получить миллионный.

Не частный случай

Одним из рекордсменов по количеству обманутых заказчиков стал этой весной некий субъект, подписывавшийся как Юля Лихачева (сейчас аккаунт на это имя заблокирован). Бойкая дама – если это дама – создала эффективный механизм по выкачиванию денег за несуществующие товары. Десятки пострадавших от нее уже организовали свою группу в социальной сети.

Схема оказалась проста и эффективна одновременно. Еженедельно обновляемый каталог товаров на странице, фейерверк скидок, регулярные распродажи и акции.

«Цены – дешевле только даром. Ассортименту представленной продукции позавидуют ведущие ретейлеры международного уровня. Обязательное условие: предоплата 100 процентов путем перевода на электронную карту.

Карта, правда, на другое имя, и сейчас материалы о недобросовестном продавце находятся в правоохранительных органах. Очевидно, отбою от покупателей у предприимчивой бизнес-вумен не было, ежедневные обороты были весьма серьезные», – делится Светлана Мазунина, пострадавшая от действий виртуальной аферистки.

В паблике «Чёрный список/Пермь» под постом об этом персонаже рассказаны десятки историй.

Зинаида Максимова: «Есть такие «торгашки». Мои знакомые так попали. Принимает заказы, деньги ей переводят, а она начинает «футболить». По полтора-два месяца динамит, потом привозит совсем не то, что заказывали. Еще и получить товар у нее невозможно. То в деревне, то еще где-то. Вернула деньги одной заказчице через полтора месяца», – конец цитаты. Там же выложены скриншоты переписки с интернет-коммерсантом.

Примечательно, что сейчас бизнес у подвергнутой обструкции продавщицы продолжается. Она перерегистрировалась и теперь вновь собирает деньги уже в образе Юли Заказовой.

Правовые инструменты

Методы борьбы с такими воротилами из Интернета сейчас только вырабатываются. Правоприменительной практики пока не сформировано. Дело в том, что каждая сделка – это отдельный эпизод. И по каждому факту заявления в полицию обманутые покупатели писать точно не станут.

Для кого-то не та цена вопроса, кому-то просто жаль времени на бюрократическую волокиту. А для самых упорных у недобросовестной продавщицы спустя пару месяцев будет арсенал отговорок и... козырь в рукаве. Ведь вернуть свои деньги удавалось, - такие прецеденты есть.

Юристы же советуют: если связь с мошенниками еще не оборвалась, стоит начать с мотивированной претензии с требованием вернуть сумму своего платежа. Всё необходимо фиксировать – снимать скриншоты.

– И не стоит переходить на оскорбления и личности, просто важно грамотно описать свою твердую позицию: вы не собираетесь мириться с мошенничеством, – и ваши дальнейшие шаги (обращение в банк и в органы правопорядка). Сразу же добавьте номер вашей карты и телефон для возврата средств, – предлагает пермский специалист по защите прав потребителей Алексей Кузнецов.

Если первичные переговоры эффекта не дали, вам действительно прямой путь в правоохранительные органы. Подать жалобы в полицию и прокуратуру сейчас несложно. Сделать это можно в онлайн-режиме или, как встарь, путем личного посещения отделения.

По сути, налицо ведь факт не только мошенничества, но и незаконной предпринимательской деятельности. Редко такие интернет-торговцы имеют даже статус самозанятого, а не то что являются индивидуальными предпринимателями.

Жалоба по факту мошенничества подается на лицо, получившее ваши деньги (чаще всего это владелец карточки/счета, на который была сделана транзакция). Жалоба излагается в свободном стиле, вы подробно описываете всю суть ситуации с указанием дат, телефонов, счетов и сумм. Прикладывайте скриншоты, подтверждающие ваши слова.

К сожалению, раскрываемость киберпреступлений достаточно низка, признают в МВД. Ведь сегодняшний Интернет позволяет использовать «левые» электронные кошельки и виртуальные карты, оформленные на «серые» телефонные номера. Соотнести аккаунт в соцсети с конкретной личностью тоже достаточно непросто.

Потому и стоит, прежде чем заключать сделку, предпринять ряд превентивных шагов: прежде всего ознакомиться с реальными отзывами о потенциальном контрагенте. Сделать заказ на небольшую сумму, дабы протестировать продавца на добросовестность. Ну и главное: чересчур низкая цена того или иного товара должна настораживать. Пословица про сыр в мышеловке хоть и стара, но актуальна.

Семён Морозов
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: