Жизнь в дыму — Звезда

Жизнь в дыму

2020 , 20:15

Почти четыре миллиона тонн отходов целлюлозно-бумажного производства на окраине Краснокамска потихоньку горят – уже почти десять лет. Пока чиновники размышляют, местные дети ежедневно дышат дымом от тлеющего короотвала. ЧП регионального масштаба грозит превратится в федеральную беду. Готовых путей решения этой проблемы пока нет.

ЦБК строятщепки летят

Один из самых крупных в России полигонов по утилизации коры и щепы (короотвал) появился в 30-е годы XX века, одновременно с открытием одного из флагманов целлюлозно-бумажной промышленности СССР – Камского ЦБК. Ударная стройка – ударные объемы производства, а о возможных экологических последствиях в годы первых пятилеток задумывались мало.

Заниматься вывозом отходов производства никто не хотел, тратить деньги на это – тоже. Тем более что и нормальных дорог в те годы в окрестностях молодого города Краснокамска не было. Отходы производства приходилось «временно» складировать в устье реки Малой Ласьвы.

Вдобавок ко всему после начала Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано предприятие «Гознак». Объемы производства увеличились, как и объемы отходов. Наличие рядом сырьевой базы – леса – снижало себестоимость выпускаемой продукции. Несмотря на то, что завод был оснащен передовым на тот момент оборудованием, на вопросах утилизации отходов производства внимание предпочитали не заострять.

Помойка разрасталась, к концу прошлого века она достигла размеров небольшого населенного пункта.

К началу третьего тысячелетия площадь короотвала превысила 222,9 тысяч квадратных метров – 22 гектара! Высота древесного «пирога» достигала 30 метров, то есть десятиэтажного дома. Масса отходов – около 4 миллионов тонн.

Хотя производство на Камском ЦБК (частично преобразованном в ЦБК «Кама») было приостановлено к 2004 г., некоторое время еще работала система орошения скопившихся отходов. Но было понятно, что беды не избежать.

Весной 2011 г. произошло то, что не могло не произойти – на короотвале начался крупнейший в истории Прикамья пожар. Он охватил почти 17 гектаров, спасатели тушили возгорание более двух месяцев. Лето выдалось жарким, смог накрыл не только расположенные рядом микрорайоны Заводской и Рейд – досталось и всему Краснокамску. А пару недель ветер гнал дым в Пермь.

Девять лет назад открытое горение удалось ликвидировать, мобилизовав значительные резервы МЧС. Однако отходы продолжают тлеть. Водители, проезжающие мимо города, часто видят сильный туман над дорогой. На самом деле это дым, который стал ежегодной летней приметой Краснокамска.

Эксперты свидетельствуют: внутри краснокамского короотвала по сей день непрерывно происходят экзотермические процессы (химические реакции, сопровождающиеся выделением теплоты). По сути, идет «медленное горение» – разложение отходов с выделением тепла.

Надзорные органы подтверждают выводы ученых. В заключении Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры указано, что «на земельном участке <…>, расположенном к югу от Краснокамска, на берегу Камы, у въезда в город по ул. Шоссейной, находятся отходы древесины коры и щепы <…>, образованные в результате деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Камский целлюлозно-бумажный комбинат». В результате горения образуются опасные химические вещества, оказывающие негативное влияние на организм человека».

Москва нам поможет?

После ликвидации большого пожара на проблему обратили внимание федеральные власти.

В августе 2011 г Пермь посетил советник президента РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Чиновник дал мудрое указание ликвидировать короотвал – правда, не пояснив, как это сделать.

В ноябре 2011 года в ходе кампании по выборам депутатов Госдумы РФ на проблему обратил внимание и Юрий Трутнев, тогда занимавший должность министра природных ресурсов РФ. Он пообещал жителям Краснокамска посодействовать включению объекта в федеральную целевую программу «Экологическая безопасность».

Была анонсирована программа рекультивации территории. Проблемный объект был передан в аренду ООО «Пермская компания». Как рассказал «Капиталу-Weekly» местный экологический активист Алексей Лепешкин, руководитель компании по условиям договора «намеревался перерабатывать отходы деревопереработки в органические удобрения».

Однако за четыре года после передачи короотвала пермскому бизнесмену Виктору Турапину (ООО «Пермская компания») работы на нем так и не начались. В итоге территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд Пермского края с иском о признании заключенного договора аренды недействительным из-за нарушений условий договора: инвестор не начал реализацию плана по ликвидации полигона отходов.

В итоге осенью 2015 года, в связи с переходом права собственности на полигон по утилизации отходов к Краснокамскому городскому поселению, договор аренды с ООО «Пермская компания» был расторгнут. Экологически опасный объект практически пропал из поля зрения федеральных властей.

Решения есть, денег нет

Отходы ЦБК и «Гознака» можно переработать не только в органические удобрения. Есть вариант использовать их в качестве топлива, спрессовав в брикеты после сушки и выжимки, тем более что на Краснокамской площадке отходов в основном находятся кора и щепа хвойных деревьев с высоким содержанием смолистых фракций.

«Брикеты из этого продукта получатся высокого качества, теплоэффективности и прочности, – считает кандидат технических наук Александр Смоляков. – Конечно, с учетом объемов переработки необходимы не очень мощные по энергозатратам, но большие по площадям установки. Как следствие, нужен и землеотвод с хорошей транспортной и инженерной инфраструктурой. По примерным расчетам, стоимость реализации такого проекта может превысить 2,2 миллиарда рублей. Это долгосрочные инвестиции, которые могут окупиться в течении 5-10 лет, в зависимости от объемов производства».

Возможен вариант с производством на основе краснокамских отходов продукции сельхозназначения – удобрений для тепличных хозяйств. Ведь теоретически можно произвести из краснокамской коры компостную основу, добавив азотные и фосфорные удобрения. Как считает пермский эколог Нелли Алексеева, «на выходе будем иметь компост, соответствующий хорошим торфяным грунтам».

Однако и этот проект требует инвестиций, причем даже больших, чем предыдущий – около 3 миллиардов рублей.

Чистый воздух как...

Тем временем тлеющий на окраине короотвал превращает Краснокамск в зловещий городок из романов Стивена Кинга, где некая нечеловеческая сущность собирает свою кровавую жатву. По данным официальной статистики, Краснокамский городской округ лидирует по числу выявленных легочных заболеваний. Диагнозы у местных жителей разные – начиная от хронической обструктивной болезни легких до серьезных онкологических патологий. Сводной статистики Министерства здравоохранения Пермского края нет, но по каждому виду заболеваний территория уверенно входит в пятерку самых проблемных в регионе.

Напомним, что чистый воздух – не просто фигура речи, но и конституционное право граждан. Статья 42 Конституции РФ по-прежнему гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Осенью прошлого года был объявлен электронный аукцион на проведение исследований объекта «Короотвал города Краснокамск». Заказчиком выступило министерство природных ресурсов Пермского края. Техническое задание предписывало провести комплекс маршрутных и кабинетных исследований: экологических, гидрогеологических, микробиологических, химических и прочих, включая изучение проб воздуха над объектом при различной розе ветров, а также определение уровней загрязнения и ПДК. Цена вопроса – без малого 3 миллиона рублей.

Эти исследования должны были лечь в основу отчета для Минприроды РФ. По итогам рассмотрения отчета должно быть принято решение о включении объекта «Короотвал города Краснокамск» в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Тогда ликвидацию короотвала профинансируют – другим путем рекреационные мероприятия местным и региональным властям, судя по всему, оплатить не по силам.

Увы, по итогам торгов тендер был признан несостоявшимся.

Пока же проблему по-прежнему «в ручном режиме» решают на уровне Краснокамского городского округа. Ежегодно на охрану и частичную рекультивацию объекта выделяется сотни тысяч рублей. А ущерб здоровью местных жителей никто не подсчитывает – они калькуляции не поддаются.

Николай Ставцев

 



Новости Mediametrics: