Итак, вы решили уйти из наймитов. С чего начать и куда двигаться, чтобы расширить свое предприятие?
Интересно или выгодно?
Расширять свой бизнес – надо. Иначе какой смысл был его начинать, не правда ли? И стратегию развития полезно выстраивать таким образом, чтобы из самозанятого стать ИП или открыть, допустим, ООО. Потому что у кого больше денег – у физических лиц или юридических? Конечно, у вторых. К тому же многие заказчики работают с крупными партнерами охотнее, чем с предпринимателями-одиночками.
– Если у вас нет плана по развитию бизнеса, то, скорее всего, будет интересно, но не прибыльно. Примерно 90 % предпринимателей «умирают» в первый год из-за кассового разрыва. Как выстраивать стратегию? Нужно разделить свои деньги и деньги бизнеса. И выделить фонды. Первый – операционный, на поддержание вашей экономической деятельности. Второй – резервный, на форс-мажор. Допустим, приняли участие в выставке – ничего не продали. Где будем брать деньги на следующую выставку? Вот тогда резервный фонд и пригодится. И третий – фонд развития. Потому что если вы не будете вкладываться в развитие, то через 15–20 лет все так же будете на уровне самозанятого, – рассказал на пермском форуме «Мой бизнес #СамСебеЗанятый» (18+) бизнес-практик, финансовый консультант Илья Муханов.
Не бойтесь кризиса
Многие представители малого бизнеса считают, что их ниша в плане налогов, которые имеют свойство расти, – оптимальная. Чем больше предприятие – тем больше проблем. Однако в этом деле, как и во многом, главное – позитив.
– Большинство людей воспринимает рост налоговой нагрузки как негативный фактор. Однако тут нужно смотреть позитивно, потому что эти средства будут вкладываться в нашу страну. И не надо бояться кризиса. Смотрите, как работает бизнес. К вам на расчетный счет приходит 100 тысяч рублей. Вы чувствуете, что все хорошо, гора заказчиков, вагон работы. Перечисляете деньги поставщику, он – своему. В итоге за неделю эта «сотка» поменяла пять карманов. Что происходит в кризис? Деньги начинают замедляться, потому что все стараются отложить платежи. Когда всем страшно и все замедляются, что нужно делать? Ускоряться. Вот это очень важный аспект. Чем сильнее хочется в спячку, тем быстрее нужно двигаться, потому что так у вас появится больше клиентов и поставщиков, – считает Илья Муханов.
Саморазвитие – еще один двигатель любого бизнеса. Возьмем для примера компьютерные игрушки. Насколько интересно играть на одном уровне сложности? Вряд ли долго. Кризис – та же, по сути, компьютерная игра.
– Учитесь управлять, переходите в следующие сферы, где уже можно набрать сотрудников, где можно будет развиваться дальше, – советует бизнес-практик.
Когда пора все менять
В бизнесе есть понятие двух матриц – для специалистов и предпринимателей. В этом вопросе важно адекватно оценить свой уровень. Если вы слабый специалист, и продажи у вас скромные – добро пожаловать учиться и пахать как вол. Если вы отличный мастер своего дела и оборот растет – учитесь управлять, скоро это может вам пригодиться.
Для предпринимателей применима другая матрица. Если вы слабый бизнесмен, вариантов два – учиться с нуля и/или укреплять свою команду. Если сильный, но дело тормозит – пора расширять предприятие. Или заняться чем-то другим.
Котики не всегда в тему
Один из двигателей прогресса – реклама. Инструментов для продвижения сейчас много, надо только выбрать тот, который будет хорошо работать именно для вашего бизнеса. Кому-то больше подходит реклама на телевидении, кому-то – в интернете, у кого-то больше работает наружка.
– Вы определили цель: ваша задача – привлечь охваты. Цель – это уже конкретная физическая метрика. Допустим, вы хотите, чтобы вас заметили миллион человек. Это можно сделать разными способами. Например, с помощью охватной рекламы, но вам она обойдется во много миллионов. В социальных сетях ролик может залететь на миллион, и тогда не потребуется столько вложений, – рассказал спикер форума «Мой бизнес #СамСебеЗанятый» – соучредитель креативного маркетингового агентства 47, арт-директор Егор Демкин.
Итак, вы поставили задачу, определили цель и проанализировали вашу целевую аудиторию. Следующий шаг – определить эмоцию, чтобы зацепить ваших клиентов – как старых, так и потенциальных.
Также нужно найти свой tone of voice (характерную стилистику, с которой бренд общается со своей аудиторией через тексты, фото, видео, аудио, иллюстрации. – Прим. ред.) – серьезный или смешной, официальный или неофициальный, уважительный или дерзкий, сдержанный или восторженный, а может быть игривый или ностальгический и двигаться в этом направлении.
На первых порах полезно поискать вдохновение в чьей-нибудь удачной рекламе, но не надо слепо ее копировать. Во-первых, вы можете нарушить авторские права. Во-вторых, сложно найти такую рекламу, которая подойдет к любому бизнесу. Например, не нужно помещать в ролик кошку, если рекламируете мебель, ибо практически невозможно найти такие диван, кровать или стол, которые могли бы устоять перед кошачьими когтями.
Почему нельзя полагаться на ИИ
Поискать идеи также можно у искусственного интеллекта. Но полагаться на него на 100 % не надо. Ничего нового он вам не подскажет, уверяет Егор Демкин. С этим сложно не согласиться.
– Искусственный интеллект работает по принципу обучения. То есть вы берете тонну информации, загружаете в ИИ, нейросети используют все это, но принципиально нового ИИ вам не выдаст. Даже на уровне нейминга. Сколько бы ты с ним ни генерировал, 98 % предложенных названий окажутся зарегистрированы. Поэтому для креатива нужны люди, – считает арт-директор.
Паузы, летучки и максимум креатива
Итак, ролик, баннер или макет готов и вам безумно нравится. И вот теперь – пауза. Пусть все это отлежится у вас в голове минимум 30 минут. Поверьте, через полчаса вы увидите его уже другими глазами.
Если вы работаете не один, проводите летучки. И вообще сделайте для себя нормой генерировать максимум креатива.
Привлекайте как можно больше свежих взглядов – спрашивайте близких людей, друзей о том, что они думают, например, о только что снятом ролике. Если у кого-то возникнут новые идеи – записывайте их, не теряйте. Когда-нибудь они могут пригодиться.
Собирайте отзывы – они работают лучше всего. И не стесняйтесь побеспокоить клиента просьбой оставить пару слов о ваших услуге или товаре.
Социальных сетей сейчас достаточно много, поэтому используйте максимум из них.
– Чем больше каналов, тем больше вероятности, что контент зайдет аудитории, – отмечает Егор Демкин.