СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
19.07.2024
16+
Культура

Пермский след Гайдара. Часть 2. Письмо в «Правду»

Пермский след Гайдара. Часть 2. Письмо в «Правду»
Гайдар в Перми. Конец 1925 – начало 1926. Автор неизвестен. Фото: книга «Аркадий Гайдар: Жизнь и творчество: Иллюстрации. Документы, Дневники. Воспоминания. Письма. Портреты». М - Просвещение, 1991
  1. Культура
Во время пребывания в Перми с 1925 по 1926 годы писательская карьера Гайдара развивалась своим чередом. Он съездил в Москву, заключил договор с Госиздатом на публикацию своей первой книги «В дни поражений и побед» (12+) отдельным изданием, а также получил предложение о публикации новой повести «Р.В.С.» (12+), которую и «Звезда» тоже решила печатать по примеру «Лбовщины» (12+), с продолжением из номера в номер.

Коллеги по редакции вспоминают: «У Гайдара завелись деньги. Появилась черная бархатная куртка, брюки-бриджи и изготовленные по его проекту совершенно исключительного покроя высокие сапоги с невероятным козырьком, ну совсем ботфорты рыцарских времен, удобные для верховой езды, но, безусловно, затруднявшие гражданское пешее передвижение. Он не прочь был пощеголять в одежде своеобразного, им изобретенного фасона. Только держалась она на нем уж очень недолго, так как почти всегда бывала единственной в его гардеробе».

И тут же Гайдара потянуло в дорогу. Он решил отправиться на Кавказ и в Среднюю Азию – места, ему еще неизвестные. Из своего путешествия Аркадий высылал в редакцию путевые очерки, подрабатывал и в газетах на тех территориях, где побывал. Ему приходилось трудиться и физически, чтобы заработать деньги на продолжение путешествия. Вернулся Гайдар в Пермь изрядно потрепанным в начале июня 1926 года, проведя в творческой командировке три месяца. Приехав, опубликовал очерк «Пути-дороги» (12+). Впоследствии свои южные впечатления он изложил в книге «Всадники неприступных гор» (12+), написанной в Перми и изданной в 1927 году.

Пермь сыграла особую роль в судьбе и творческой биографии Гайдара. Его жизнь здесь была наполнена самыми разнообразными событиями. В Перми он женился, угодил в психиатрическую лечебницу, попал под суд. Но главное – сумел получить новую профессию, журналистика с тех пор сопровождала его всю жизнь. Здесь в компании образованной молодежи из пермской редакции, которая становилась первым читателем и слушателем его книг, писатель оттачивал свой будущий стиль.

Читая пермские строки Гайдара, замечаешь, что он не сразу достиг той прозрачной простоты и ясности, которыми отличается большинство его произведений. Возможно, именно здесь он и решил, что будет писать для детей. В Перми он встречался с пионерами, читал им отрывки из своей повести. Ребятам понравилось, они увлеклись сюжетом и переживали за героев. В газете «Звезда» были напечатаны несколько его рассказов, герои которых – подростки. Рассказ «Когда этого не будет» (12+) рассказывает драматическую историю мальчика Топа, который тяжело переживает уход из семьи своей мамы. Рассказы о детях «Первый пожар» (12+), «Патроны» (12+) и повесть «Р.В.С.» написаны в Перми.

При публикации своей первой повести для юношества Гайдар впервые столкнулся с цензурой. Издательство «Гос­лит» напечатало красивую книжку в ярко-красной обложке с огромными буквами «Р.В.С.» Однако в повесть были внесены многочисленные изменения, ненужные комментарии, не согласованные с автором. Гайдар написал письмо в «Правду». И газета его напечатала: «Вчера я увидел свою книгу «РВС» – повесть для юношества… – писал он в «Правду». – Эту книгу теперь я своей назвать не могу и не хочу. Она «дополнена» чьими-то отсебятинами, вставленными нравоучениями, и теперь в ней больше всего той самой «сопливой сусальности», полное отсутствие которой так восхваляли при приеме повести госиздатовские рецензенты. Слащавость, подделывание под пионера и фальшь проглядывают на каждой ее странице. «Обработанная» таким образом книга – насмешка над детской литературой и издевательство над автором».

Особенно был изменен конец. По замыслу автора повесть заканчивалась тем, что красный командир выдает герою книги Жигану документ с гербовой печатью, в котором говорится, что он «не шантрапа и не шарлыган, а элемент, на факте доказавший свою революционность». Эта сцена была безжалостно искажена редактурой. Подлинный текст произведения Гайдара был опубликован параллельно в ленинградском журнале «Звезда», в виде книги повесть вышла в свет в 1934 году в «Детгизе» и с тех пор не редактировалась.

Сам Гайдар считал повесть «Р.В.С.» одним из своих лучших произведений. Три буквы названия расшифровываются как «реввоенсовет». Что может быть лучше для юных читателей, чем всякие таинственные знаки! Эти три загадочные буквы, которые обнаруживают герои повести на обрывке бумаги, писатель использует в качестве завязки к сюжету. Литературные критики считают, что в «Р. В. С.» автор нашел шаблон, который впоследствии использовал в большинстве своих книг. Главный герой всегда мальчишка, который помогает взрослым. Он всегда – за «наших», то есть за «красных». Ему часто приходится преодолевать страх, он напрямую сталкивается со смертью. События повествования связаны с главными вехами эпохи: революцией, гражданской войной, коллективизацией, подготовкой к будущей войне.

Художник В. Гальдяев. Иллюстрации к произведению Аркадия Гайдара «Р. В. С». Издательство «Изобразительное искусство» – Москва, 1977
Художник В. Гальдяев. Иллюстрации к произведению Аркадия Гайдара «Р. В. С». Издательство «Изобразительное искусство» – Москва, 1977

Назвать Аркадия Гайдара только детским писателям сложно, он писал для подростков и юношества в отличии от своих современников Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, которые писали для младших школьников. «Два капитана» (6+) и «Белеет парус одинокий» (6+) – любимые подростками приключенческие романы – появились гораздо позже.

Пермяки о Гайдаре

Коллеги по редакции «Звезды» вспоминают, что называли Гайдара ласково «Аркаша»: «И это шло к нему. К его неувядающей юности. К лицу всегда свежему, моложавому. К голосу тоже шло, обычно немножечко торопливому и слегка заикающемуся, и очень часто взволнованному».

Они также заметили, что черновые записи своих произведений Гайдар набрасывал в голове и, пересказывая, как бы проверял их на слушателе. Вспоминают, что сочувствовали ему: писателя сильно мучали последствия его ранений. В 1919 году во время боя взрывом его сорвало с седла. Пятнадцатилетний Аркадий получил сильную контузию. Болезнь проявилась через три года. Ему был поставлен диагноз «травматический нев­роз». Это означало периодическое нарушение кровоснабжения мозга.

Сбои приводили к сильным болям, кратковременным нарушениям поведения, нервному тику. Симптомы усиливались во время нервного напряжения и переживаний. А переживать автору острых фельетонов Аркадию Гайдару приходилось часто. С неясными симптомами однажды он оказался в психиатрической лечебнице. В дальнейшем товарищи по редакции уговаривали его чаще делать перерыв в работе, отправляли его в сплавы по рекам, а однажды отослали его отдохнуть от газетной суеты и пожить в одиночестве в Винзаводе. Там, на даче Бориса Назаровского, под присмотром его жены Ольги с маленькой дочкой он провел около месяца. Писатель тут же придумал игру, назвал себя схимником, а письма подписывал «Лядовская обитель» (по названию станции).

Позже коллеги признавали, что «мало внимания, заботы, ласки получал от нас Аркадий Гайдар. А он нуждался в поддержке, в добром и ласковом слове». Еще им было заметно его равнодушие к деньгам: гонорары, которые получал Аркадий Петрович, с непостижимой быстротой таяли в его руках, при этом он часто финансово выручал товарищей.

Елена Вечтомова, молодая поэтесса, рассказывала о своей первой встрече с Гайдаром, на которую пригласили литературную молодежь. «В третьей комнате полусидел на столе высокий мальчишка. Смотрел насмешливыми голубыми глазами. «Скажите, как нам увидеть Аркадия Петровича Гайдара?» «Гайдар это я», – ответил мальчишка. Трудно передать мое изумление. Но разговор и все последующие разговоры поражали еще больше. Говорил Аркадий очень требовательно, как бы с равными себе, а не с начинаю­щими».

Из воспоминаний художника Геннадия Ляхина: «Особенно запомнился день отъезда Гайдара в Свердловск. Перед расставанием мы всем коллективом подарили ему вельветовую блузу – с одеж­дой тогда было худо. Он был доволен. Чуть ли не перед поездом решили всей компанией нашей сфотографироваться. Так наш Аркадий и запечатлелся в обновке».

Гайдар часто вспоминал о Перми, переписывался, а иног­да и встречался с коллегами по работе в «Звезде»: «Степа, напиши мне о Перми. Какая она теперь. Что находится на тех местах, которые посещали мы в дни далекой неповторимой молодости... Напиши, как: ну вот идешь ты, конечно, немного подвыпивши, останавливаешься перед какой-нибудь «белой акацией» и громко поешь: «Вот мельница, она уж развалилась».

Еще есть лестное для Перми предположение, даже легенда, что финал знаменитой «Сказки о военной тайне» (12+) был написан именно про Пермь. Так и видишь высокую насыпь над Камой, где одновременно плывут пароходы, гудят паровозы, летят самолеты... Таких городов немного.

Первое кино Гайдара

«Р.В.С.» стало первым произведением Гайдара, которое было экранизировано. Немой фильм «Будьте такими» (12+) вышел в 1930 году по мотивам повести. Сам Гайдар так отозвался об этом: «Если тебе случится встретить афишу, приглашающую тебя в кино на фильм «Будьте такими», то плюнь и пройди мимо, ибо фильм этот не что иное, как обезображенный режиссером мой рассказ «Р.В.С.», за право испохабить который я получил от Совкино энное количество неполноценных, увы, динаров».

Кадр из фильма «Будьте такими». Режиссёры Арташес Ай-Артян, Виктор Шестаков. «Союзкино», СССР, 1930
Кадр из фильма «Будьте такими». Режиссёры Арташес Ай-Артян, Виктор Шестаков. «Союзкино», СССР, 1930


Во второй раз повесть «Р.В.С.» появилась на экране в 1937 году. Режиссер Игорь Савченко снял художественный фильм «Дума про казака Голоту» (12+), взяв за основу сюжет повести. Для фильма братья Покрасс написали «Красноармейскую песню» на стихи Лебедева- Кумача. Интересно, что в фильме играет комическая актриса Фаина Раневская. Ради ее участия одного из героев фильма, попа, переделали в попадью.

В 1977 году режиссер Алексей Мороз на Киевской киностудии имени А. Довженко снял художественный фильм «Р. В. С.» (12+). Действие фильма происходит на Украине и рассказывает о патриотизме подростков, которые принимают активное участие в борьбе за новую жизнь.

Кадр из х/ф «Р.В.С.». Режиссёр Алексей Мороз, киностудия им. Довженко, СССР, 1977
Кадр из х/ф «Р.В.С.». Режиссёр Алексей Мороз, киностудия им. Довженко, СССР, 1977