Итоги сезона навигации
По итогам сезона водной навигации 2025 года пассажиропоток на пяти водных субсидируемых маршрутах региона вырос на девять процентов по отношению к прошлому году и составил 76 527 человек.
В Прикамье ежегодно субсидируются водные маршруты по направлениям Сылва – Троица, Березники – Быстрая, Старые Ляды – Куликово, Пермь – Заречный и Пермь – Закамск (с 16 июня – Пермь – Закамск – Краснокамск). Первые четыре – это водные маршруты с остановками в населенных пунктах, добраться до которых другим транспортом невозможно.
Второй год подряд по Каме курсирует еще один водный маршрут – Пермь – Закамск. На этом направлении пассажиров перевозит электрокатамаран «ЭкоходЪ-2» – удобный, экологичный и безопасный вид транспорта.
Благодаря развитию в Пермском крае причальной инфраструктуры в этом году в Краснокамске был установлен новый модульный причал. Это позволило с 16 июня продлить маршрут «Экохода» до Краснокамска.
Помимо Краснокамска, модульный причал появился в этом году в Соликамске, в районе музея-заповедника «Сользавод». В планах на будущий год – установить аналогичные сооружения еще в трех территориях Прикамья: в Осе, Добрянке и поселке Ильинский.
Строит причалы Пермская судоверфь, которая была возрождена благодаря усилиям краевых властей. Сегодня компания активно модернизирует производственные мощности и занимается строительством остановочных комплексов для реки Москвы, модульных причалов и судов. Также судоверфь продолжает строительство судна «Байкал».
Возвращение «Метеора»
Важным событием навигации 2025 года стало возвращение в Пермь знаменитого «Метеора» – скоростного судна на подводных крыльях. В течение лета он курсировал по маршруту Казань – Чайковский – Пермь – Чайковский – Казань. Его создали в рамках федерального проекта «Речные магистрали». За сезон судно осуществило пять рейсов туда и обратно в июле и августе. В следующем году рейсы продолжатся.
Кроме того, в Прикамье планируется восстановить три судна на подводных крыльях: два «Метеора» и один «Восход». К навигации 2027 года они будут введены в эксплуатацию и начнут курсировать между городами Прикамья.
Еще одним итогом года стало возрождение Речного вокзала. Он вновь открыл свои двери спустя 20 лет. В здании оборудованы залы ожидания, кафе, гардероб, кассы и обеспечена охрана. Благодаря работе вокзала пассажиры могут ожидать прибытия речного транспорта в комфортных условиях и в любую погоду.
Создание пароходства
В Прикамье создано АО «Пермское речное пароходство» (ПРП). По словам главы региона Дмитрия Махонина, это еще один шаг на пути восстановления в Пермском крае водных пассажирских перевозок. Региональное предприятие займется развитием речного флота и сети водных перевозок.
В краевом минтрансе пояснили, что у предприятия будет два вида деятельности – пассажирский и грузовой водный транспорт. В первую очередь, ПРП будет курировать в Прикамье перевозки пассажиров водным транспортом. Уже в навигацию 2026 года пароходство начнет осуществлять рейсы по маршруту Пермь – Усть-Качка, по которому будет курсировать новый скоростной катер «Колва». Время в пути в одну сторону составит один час.
Это пилотный проект так называемого водного такси.
Также ПРП займется обслуживанием и содержанием в Прикамье причальной инфраструктуры. В собственность компании передадут и краевой флот: катер «Колва», а также два «Метеора» и «Восход», находящиеся сейчас на восстановлении.
Кадры для речного транспорта
В ноябре в Москве прошла «Транспортная неделя», в рамках которой состоялась встреча губернатора Пермского края Дмитрия Махонина и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Андрея Тарасенко. Поводом стало обсуждение развития водного транспорта в крае с точки зрения кадров.
Речь шла о работе Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта. Ранее к 110-летию университета Пермский край подарил курсантам вуза шестивесельные шлюпки Ял-6, а в октябре глава региона посещал вуз в рамках рабочего выезда. Тогда руководство университета обозначило необходимость ремонта как здания самого университета, так и общежитий для студентов. Отдельно обсуждался вопрос покупки специального тренажера для обучения курсантов судовождению на разных видах речного транспорта.
По словам Дмитрия Махонина, регион готов вложиться в покупку такого оборудования.
– Мы можем разместить его, к примеру, на площадке Пермской судоверфи, чтобы курсанты проходили практику непосредственно на производстве. Главное, чтобы у студентов была возможность обучаться на современном оборудовании, – добавил губернатор.
Рассказывая Андрею Тарасенко о возрождении в Прикамье водных пассажирских перевозок, создании собственного флота и развитии инфраструктуры, Дмитрий Махонин отметил, что все это реализуемо только при условии наличия кадров. Ежегодно университет выпускает порядка 250 студентов. К 2027 году необходимо подготовить не менее 76 человек для работы в регионе.
– Мы рады, что Пермский край активно возрождает водные пассажирские перевозки. Вы один из немногих регионов, где этому уделяется комплексное внимание. Видим, что это и причалы, и флот, и собственный оператор водных перевозок. Безусловно, такой задел потребует квалифицированных кадров. Мы готовы обеспечить регион необходимыми специалистами, – отметил Андрей Тарасенко.
Итогом обсуждения стали планы дальнейшего подписания соглашения Росморречфлота и Пермского края о приведении в нормативное состояние корпусов общежитий пермского филиала университета, а также обновления материально-технической базы для комфортного проживания и обучения курсантов.