Арабеск 2022 – послевкусие: Наталья Земскова о запомнившемся на балетном конкурсе в Перми — Звезда

Арабеск 2022 – послевкусие: Наталья Земскова о запомнившемся на балетном конкурсе в Перми

1 мая 2022 , 07:42


Завершился XVII российский открытый конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.

Кажется, впервые за всю историю конкурса («Арабеск» проходит в Перми с 1988-го) его интрига и даже накал финала имели не столь большое значение, как это бывало раньше. По понятным причинам многие просто не смогли попасть в Пермь.

Но конкурс состоялся, и состоялся почти в традиционном формате, с собственной, только «Арабеску» присущей атмосферой, а это – главное. И когда в зале видишь людей, которые пестовали «Арабеск» с самого его рождения: Владимира Васильева, художественного руководителя, Сергея Коробкова, председателя жюри прессы, Ларису Барыкину, музыкального и балетного критика, Елену Завершинскую, директора конкурса, Людмилу Деменеву, ответственного секретаря жюри прессы и бывшего завлита театра и многих, многих других, – становится понятно, что «Арабеск» – по-прежнему дорогое и любимое детище.

К сожалению, в этот раз на нём не были заявлены ни Большой, ни Мариинский, ни Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, и это не могло не сказаться на уровне. «Заграничная фракция» была представлена Японией, Грецией, Турцией и Францией, но из-за рубежа прибыл только француз Гийом Клеман. Остальные зарубежные участники либо учатся, либо работают в России. Грек Михаил Каминос в третий тур не прошёл, остальные иностранцы выступили в финале.

Конечно, при таком раскладе пермская команда выглядела внушительно; особенно, благодаря Пермскому хореографическому училищу, оно выставило на конкурс целый десант, из которого во второй тур прошли пятнадцать, а в финал – восемь участников. И именно училище в который раз подтвердило свой статус балетной мекки, представив, судя по всему, будущую звезду.

Студентка второго курса Валерия Кузнецова (педагог – Елена Щеглова) взяла не только первую премию в младшей группе, но и первую премию как исполнитель современной хореографии плюс несколько призов (жюри прессы, зрительских симпатий и приз Дома Дягилева «Надежда России»). То дыхание танца (а не набор балетных па), над которым бьются педагоги – и которое мы лишь в единичных случаях видели на конкурсе, – кажется, от природы дано Валерии.

От её рук в партии «Жизели» невозможно было оторвать глаз; полное впечатление, что исполнительница не прикладывает никаких усилий, а естественно живёт в танце, гипнотизируя этой воздушной магией зал. А вторая и третья премии среди девушек и в младшей, и в старшей группе – тоже у студенток Пермского хореографического.

Пермский академический театр оперы и балета в этот раз был представлен всего четырьмя танцовщиками; до финала дошли трое: Георгий Еналдиев (первая мужская премия в старшей группе, премия жюри прессы), Олег Мангадаев (вторая мужская премия в старшей группе, третья исполнительская премия в конкурсе современной хореографии) и Генрих Райник (вторая исполнительская премия в конкурсе современной хореографии).

Артисток Пермского балета на конкурсе не оказалось вообще (некого выставлять?), и это – очень тревожный симптом. Как и тот факт, что Антон Пимонов, художественный руководитель Пермского балета, не участвовал как хореограф в конкурсе современной хореографии (его даже не было на просмотрах). Пермь представляли хореографы Ксения Малинина, Алексей Расторгуев, Арина Панфилова и др.

Как вспомнишь «Арабеск-2014», лауреатами которого стали четверо из восьми артистов Пермского театра, принимавших учас¬тие в конкурсе (первая премия среди женщин – Инна Билаш, которая была вне всякой конкуренции; первая мужская премия – Никита Четвериков), так и вздохнёшь...

Можно сказать, за театр «отдувались» Мангадаев и Еналдиев, покоривший и жюри, и балетоманов не столько техникой и виртуозным исполнением прыжков, сколько своим харизматичным танцем. «Артист парил над сценой, как горный орел, наполнял танец точной графикой, обжигал шквалом эмоций взрывного кавказского джигита», – написал о вариации Армена из балета «Гаяне» в исполнении Еналдиева член жюри прессы Александр Максов.

Кто ещё остался в памяти после «Арабеска» 2022? Георгий Болсуновский из Красноярска, который и техникой, и премьерским шиком мог бы претендовать на более высокие награды, чем третья мужская премия. Такое впечатление, что жюри пропустило вперёд француза Гийома Клемана (вторая мужская премия) из уважения к проделанному пути и невероятной воле к победе...

Запомнилась москвичка Алеся Лазарева (первая женская премия) в партии Никии из «Баядерки» И, конечно, Шота Онодэра из Уфы, который в конкурсе не участвовал, но, тем не менее, получил диплом жюри прессы – за артистизм. А ещё – народный артист СССР Владимир Викторович Васильев, который напомнил всем, кто был на сцене – и конкурсантам, и членам жюри, и организаторам:

– Мы все – единое целое; не забывайте об этом...

Наталья Земскова
На фото Андрея Чунтомова – Георгий Еналдиев.



Новости Mediametrics: