Дягилевфест-2022: Поднимает и уносит волна если не счастья, то единения и любви — Звезда

Дягилевфест-2022: Поднимает и уносит волна если не счастья, то единения и любви

15 июня, 16:58


В Перми проходит Дягилевский фестиваль. И сегодня это кажется почти чудом.

Музыканты musicAeterna на пермских улицах, фестивальный клуб в филармонии «Триумф», волонтёры с бейджами, публика, спешащая от одной концертной площадки к другой, ночные концерты...

И вечер открытия, давно получивший статус главного светского события года, где важно быть (и желательно выгулять новый наряд!). Некоторые городские сайты даже ведут специальную светскую хронику с Дягилевфеста, куда съезжаются не только музыканты, меломаны и критики, но и известные, статусные персоны и, конечно же, неформалы, которых в Пермь «возят самолётами».

В этом году всё, конечно, не так... Не совсем так. Но фестиваль жив, жива и чудодейственна его атмосфера, а это главное. Именно она, аура Дягилевского, собрала на открытии огромное количество осторожно радующихся людей – 11-го июня в ДК Солдатова было просто не протолкнуться.

Гости толпились в верхнем и нижнем фойе, заполняли все кафе и буфеты. Казалось, эта толпа не сможет уместиться в зале, да никто и не торопился в зал, настолько все были рады видеть друг друга «в декорациях Дягилевского», среди своих. И, кажется, это был первый за все годы вечер открытия, когда художественный руководитель Дягилевфеста не сказал ни единого слова.

Выдержал после «Метаморфоз» Штрауса (первое отделение) и Шестой «Патетической» Чайковского (второе) невероятные по длительности паузы – больше они походили на минуту молчания – так, как это умеет только Курентзис, и удалился.

Кажется, концерт шёл очень долго – мы потеряли счёт времени. Плач, боль, лабиринт боли без выхода, странное оцепенение – вот что читалось в «Метаморфозах», сочинении для двадцати трёх струнных, начатом Рихардом Штраусом в 1943-м, когда был разрушен его родной Мюнхенский оперный театр. И законченном два года спустя, когда Мюнхен и Дрезден лежали в руинах...

Штраус назвал своё произведение «Метаморфозен», но темы здесь почти не претерпевают метаморфоз, а скорее, находятся в непрерывном симфоническом развитии. Но это теоретически. В трактовке дирижёра ощущалась печаль – без конца и без края. Если образно – море слёз.

В буклете, выпущенном к фестивалю, Теодор Курентзис обращается к автору Шестой «Патетической» с неким текстом «вместо письма». В нём есть такая строчка: «Пётр Ильич! Загвоздка и в то же время цель состоит в том, чтобы дать людям увидеть свет вашего убежища...»

Явилась ли таким «убежищем» симфония Чайковского? Отчасти. Музыка, прозвучавшая во втором отделении, стала публичной мессой и манифестом; если хотите – чистилищем, которое все мы проходим. И если Metamorphosen Штрауса считать некой условной горизонталью сейшена, то Шестая «Патетическая» выстроила его вертикаль. То и дело бросая нас от отчаяния к зыбкой надежде. Месседж выступления эмоционален и лаконичен – все, кто хотел, услышал.

Расставив точки над i, фестиваль начал своё многоканальное шествие: вечерние и ночные концерты, разнообразные перформансы, премьеры, мастер-классы, клубные программы. Самые яркие впечатления оставили три концерта: Parma Voices, исполнивший старинную духовную музыку в ночи под куполом Пермской художественной галереи, секстет и квартет солистов musicAeterna, выступивший в Органном зале с произведениями Шёнберга и Шуберта (6+), и вокальный ансамбль musicAeterna, представивший программу народных «Песен трав и цветов» (18+) в Доме Дягилева.

Этот коллектив a cappella создан десять лет назад артистками хора musicAeterna (когда хор работал в Перми), владеющими не только академической, но и эстрадно-джазовой вокальной техникой. Основу репертуара коллектива составляют аранжировки русских, цыганских, греческих, татарских, испанских и других национальных песен плюс произведения наших современников, переложения джазовых и блюзовых композиций и другое.

Альфия Хамидуллина, солистка:
– Программа «Песен трав и цветов» сплетена из песен разных народов и контрастных народных традиций. Эту эклектичную подборку объединяет тема лета, гимн лету. В программе много календарно-обрядовых, свадебных, любовных песен. Вместе с этновокалисткой Ириной Пыжьяновой мы балансируем между этно-фольклорной традицией и академической манерой исполнения и на этом контрасте находим источник вдохновения.

А уж сколько вдохновения получила на концерте 14 июня публика, и сказать нельзя. Дягилевский – очень плотный фестиваль, зрители едва успевают перебежать от площадки к площадке (и вести обычную жизнь), усталость накапливается... А на концертах в них буквально вдыхают энергию, силу, радость...

Казалось бы, просто вышли в ночи, просто запели – и этно-инструменты самые «незатейливые» (бубен, свистульки) – а вас поднимает и уносит волна если не счастья, то единения и любви к миру, который лишь на первый, неискушённый взгляд кажется несовершенным.

Одно из сильнейших впечатлений первых дней фестиваля. Который, приблизившись к пику, маячит своим главным событием. Опера-мистерия Карла Орфа De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени», 18+) для плеяды солистов, драматических актеров, хора и обширного оркестрового состава с участием почти 30 ударных инструментов состоится на Заводе Шпагина 18 и 19 июня.

Постановку осуществляет молодой театральный и кинорежиссер, мультидисциплинарный художник Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер – Теодор Курентзис. Эту оперу он планирует представить и на Зальцбургском фестивале в текущем году – в постановке Ромео Кастеллуччи. Партию сопрано и в Зальцбурге, и в Перми исполнит солистка Пермской оперы Надежда Павлова.

Дягилевский фестиваль под художественным руководством Теодора Курентзиса завершится 20 июня. Часть событий основной программы фестиваля доступна для зрителей в прямом эфире. Трансляции проводятся на нескольких онлайн-платформах и в фестивальном клубе в Частной филармонии «Триумф».

Это танцперформанс «ТРУД.МАЙ», программа «Отчалившая Русь», концерт солистов оркестра musicAeterna и выступление ансамбля Rosarium, концерт перкуссиониста Петра Главатских и концерт Московского ансамбля современной музыки, а также поэтический слэм СПОРЫ’N’я.

Все эфиры проводит видеостудия Ultralive. Записи будут доступны до конца фестиваля. YouTube канал Дягилевского фестиваля – по ссылке.

Наталья Земскова
Фото Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой фестиваля.



Новости Mediametrics: