Путеводитель Иванов: от «В сердце Пармы» до «Золота бунта» и далее — Звезда

Путеводитель Иванов: от «В сердце Пармы» до «Золота бунта» и далее

31 августа, 12:01


В Пермском крае проходят презентации путеводителя «В сердце Пармы», пилотного выпуска серии «Путешествий с Алексеем Ивановым», оригинального проекта его продюсера Юлии Зайцевой.

Издательство – «РИПОЛ-классик», дизайн Павла Полея. Над серией работают авторы, в числе которых журналист, драматург и сценарист Елена Растянис, писатель и путешественник Алексей Рачунь и художник и галерист Елена Мазур. Первый путеводитель уже в продаже, второй – «Железный пояс» – сдан в типографию. Первая презентация состоялась на горе Полюд, одна из следующих – в Пермской краевой библиотеке имени Горького.

Когда в ваших руках окажется эта книга (а она окажется непременно, так как уже сейчас становится событием на книжном рынке), помните: если вы сядете её «полистать на минутку», минутка обязательно превратится в часы и даже дни, потому что оторваться от текста почти невозможно, настолько он захватывающ, глубок и необычен.

Вроде и ключевые термины текста знакомы – вогульский идол Золотая Баба, чердынские клады, языческие капища, деревянные боги, пермский звериный стиль... А начинаешь читать и понимаешь, что путеводитель – это не только приключенческий квест с метафизической составляющей, не только попытка зацепиться сегодняшним днем за сон русского средневековья и проложить некоторые значимые параллели, но и весьма успешная попытка создания «новой реальности», которую ещё предстоит изучить.

Открываем первую страницу пилотного текста, читаем: «Название «В сердце Пармы» звучит как путеводитель внутри бестселлера. На деле же – это не гид в роман «Сердце Пармы» Алексея Иванова, а приглашение на месте разобраться в истории и географии последнего древнерусского княжества Пермь Великая Чердынь. Эта книга (...) скорее актуальная Википедия, объясняющая устройство современной России... Княжество Пермь Великая – идеально простая и выразительная модель для исследования главных противоречий современной цивилизации. Формат погружения в материал – интерактивный и игровой. Это пять маршрутов в самые выразительные локации Северного Урала...»

Очень условно эту книгу можно разделить на две прорастающие друг в друга части – теоретическую («История в тэгах») и практическую («Маршруты в историях»). Главный совет – не читать эти плотно коммуницирующие между собой части на бегу: можно упустить главное удовольствие не столько от содержания, сколько от ясного, чистого, образного русского языка.

Кстати, авторы время от времени дают слово и самому Алексею Иванову, тем самым подключаясь к романам писателя. Тайные святилища, ледяные пещеры, древние городища, скалы, горные хребты – неизведанное русское средневековье, «когда в церквях приносили жертвы деревянным идолам Христа и псоглавцам, на капищах вместо агнцев к богам отправляли людей, частоколы городищ украшали черепами, в сражениях дрались верхом на боевых лосях, шили одежду из рыбьей кожи... ставили часовни на пнях священных деревьев...» С начальных страниц мир языческого Урала разворачивается и пульсирует перед читателем во всей своей хтонической красоте.

Первый, автомобильный, маршрут, – конечно же, в Чердынь. Прочитала и поняла, что завидую тем, кто отправится сюда впервые – у этих путешественников будет совсем иная оптика в сравнении с теми, кто съездил до выхода путеводителя. Но всё-таки тем, кто посещал это место не раз, откроется параллельный мир Чердыни, возможно, в чём-то более реальный, чем тот, который мы видим.

Знаете, так бывает, когда в твой город приезжают друзья из других мест и ты, гуляя с ними по родным улочкам, начинаешь воспринимать привычную картину другими глазами. И этот гул времени, что физически ощущается на чердынских холмах, каким-то образом оказался запечатлённым в книге. То же самое и с маршрутами-сплавами – по Вишере, Усьве, Сылве, где вроде бы многие проходили, и вдруг...

Вдруг понимаешь, начиная смотреть на известное и привычное сквозь призму текста, сколько ты упустил, не заметил, не знал. А вот пятый маршрут – «Голливуд по-Уральски» – автопутешествие по съёмочным площадкам фильма «Сердце пармы» – самая настоящая премьера.

На вопрос, на кого рассчитан путеводитель, где описано более ста пятидесяти объектов, Юлия Зайцева отвечает:

– На активных путешественников – таких, как я. Но!.. Путешествовать можно и виртуально, сидя на диване у себя дома. Кому как нравится. Алексей Иванов определил эту книгу как полноценный нон-фикшн в формате путеводителя. На первой же презентации на вершине Полюда нас радостно приветствовали больше ста человек из Перми, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Красновишерска, Соликамска, Тюмени, Березников, Москвы и Питера.

Они проехали несколько сотен километров на машинах, переправились через Вишеру на моторных лодках и героически преодолели семикилометровый подъем на гору. И только там они впервые увидели нашу первую книгу «В сердце Пармы».

Когда я начинала свой проект, моя вера в активных и любознательных людей, для которых мы пишем наши путеводители, была выше уральских гор. А теперь моя любовь к этим людям шире бескрайней пармы. И моё спасибо со слезами на глазах.

Уже 3 сентября открывается Московская книжная ярмарка, на которой выступят три продюсера: Юлия Зайцева, Диана Смирнова, представитель издательства «РИПОЛ-классик», и Татьяна Соловьева, представитель издательств «Альпина нон-фикшн» и «Альпина. Проза».

«Мощным продюсерским трио мы будем топить не только за новый формат гидов, рассказывать и показывать, как удивительно содержательны, необыкновенно практичны и визуально прекрасны первые два путеводителя «В сердце Пармы» и «Железный пояс», – написала в социальных сетях Юлия Зайцева. – Но, главное, представим вам уникальный успешный кейс коллаборации двух разных издательств в запуске нового книжного проекта.

Когда совместными усилиями двух креативных компаний, по сути, издаётся единая по стилистике серия книг. Только «Альпина нон-фикшн» пополняет ее документальными произведениями от Иванова, а «РИПОЛ-классик» - путеводителями по этим произведениям от Зайцевой. Мы понимаем, о чём говорить, потому что проект запущен и уже отлично работает.

И мы знаем, как увлекательно путешествовать по книгам одного автора с помощью путеводителей от другого. Вместе с Дианой Смирновой мы поднимались на Полюд и гуляли по Чердыни, как герои «Сердца пармы». Вместе с Татьяной Соловьёвой рассматривали наследие горнозаводской цивилизации в Полевском и Тагиле и сплавлялись по Чусовой по пути героев «Золота бунта».

Мы полны впечатлений и готовы рассказать, как большие эмоции трансформируются в большие проекты».

Неудивительно, что первый тираж «В сердце Пармы» – три тысячи экземпляров – уже распродан, заказана допечатка. Книга есть во всех крупных книжных, например, в сети «Читай-город», в интернет-магазинах «Лабиринт» и «Озон». Как будет называться третий путеводитель? «За золотом бунта». Сколько их будет всего? Точную цифру пока не скажет никто. Но если следовать за Ивановым, цифра наберется внушительная...

Елена Растянис, автор текста:
– Мы взяли высокий темп и не собираемся останавливаться. Шесть презентаций за неделю – полоса разгона. Следующая встреча – 8 сентября в Ельцин-центре. О путеводителях расскажут Юлия Зайцева и Алексей Иванов. Сентябрь станет для нас месяцем крупных и долгоиграющих форматов. Организуем серию выставок в знаковых для горнозаводской цивилизации локациях. Оформим пространства маршрутами из путеводителей и графикой Елены Мазур, наполним презентациями и лекциями, проведём авторские экскурсии, встречи с Алексеем Ивановым, командой, а также культуртрегерами Урала.

Наталья Земскова



Новости Mediametrics: