Картины крепостных художников Строгановских владений отправились из Перми в питерский Манеж

12 октября, 20:14


Шесть картин из фондов Пермского краеведческого музея примут участие в экспозиции «Ранний светский портрет в России» (0+) в выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге.

В собрании музея немало работ русских самоучек, непрофессиональных художников XVIII - начала XIX века, большинство из которых были крепостными крестьянами. Их имена, в отличие от известных Ивана Аргунова, Ивана Никитина, Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого и других, до сих пор остаются в тени. Между тем, эти портреты обладают особым шармом, которое всегда присуще наивному искусству.

Именно в наивной живописи крепостных крестьян особенно заметно, что светский портрет XVIII века в России, который пользовался в то время невероятной популярностью, – прямой потомок древнерусской парсуны (вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII - начале XVIII века; стал переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом, – М.Н.)

Музею эти полотна достались из коллекции легендарного Александра Теплоухова – управляющего Ильинскими владениями Строгановых, который сам вышел из крепостных.

«Подобные работы конца XVIII - начала ХIХ века – редкость в музеях России. Они очень редко подписаны, чаще всего имя автора неизвестно, поскольку имя не было главным для автора. В приоритете – сама картина, то, что на ней изображено. В каждом регионе эту живопись отличали особенности местной школы, подобно тому, как отличается иконопись разных регионов. Мы предложили организаторам выставки только те работы, которые могут перемещаться, выставляться и так далее. К сожалению, многие произведения не могут быть выставлены, так как нуждаются в реставрации. Все-таки двести лет – срок немалый…» – говорит Татьяна Муруева, заведующая отделом учёта Пермского краеведческого музея.

Самая ранняя из пермских картин, отправившихся в Манеж – «Портрет старой женщины» неизвестного художника, датированный 1779 годом. На обороте холста надпись: «Сия старуха писана на 105 году от роду в Сысертском заводе 1779 года января 23 дня». Судя по инвентарной карточке, эта картина ранее нигде не выставлялась.

С парными портретами Силы Васильевича Демидова, крепостного крестьянина Строгановых из села Слудка, и его жены Анны Петровны, написанными Иваном Некрасовым в первой половине XIX века, связана целая история. В коллекции музея есть шамшура – летний головной убор саамок, который носили замужние женщины. По форме похож на русский кокошник.

Шамшура, она же кика, кичка, сорока, рога, колотовка, увязка, шеломок – древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника. Эта шамшура тоже пришла в музей из коллекции Теплоухова, который сообщал, что этот головной убор принадлежал его бабке Анне Петровне Демидовой.

Все портреты – знаковые, как для музея, так и всего региона. Есть среди них, например, «Портрет купеческого сына Петра Егоровича Юрганова» кисти неизвестного художника, написанный в 1833 году в Чердыни. Династия Юргановых – одна из самых видных в чердынском купечестве.

– Крепостной крестьянин Сила Васильевич Демидов родился в 1790 году в селе Слудка Ильинского округа Пермского имения графов Строгановых. Был караванным приказчиком – сопровождал баржи из строгановских вотчин в Нижний Новгород и Астрахань. В семейном архиве этих Демидовых была обнаружена уникальная библиотека, содержащая рукописные и старопечатные книги. После отмены крепостного права Демидов стал купцом первой гильдии, – рассказывает Елена Артищева, хранитель коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства Пермского краеведческого музея.

Вернисаж будет проходить в Манеже с 15 октября по 15 декабря 2022-го, в нем примут участие музеи из 30 российских регионов, что позволит привлечь в экспозицию очень редкие произведения.

Маргарита Неугодова
Использованы фото Пермского краеведческого музея.



Новости Mediametrics: