СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
25.10.2024
16+
Архив

«Марис-арт» – выставка «Пермь. Про заводы» объединила прикамских классиков, и молодежь

«Марис-арт» – выставка «Пермь. Про заводы» объединила прикамских классиков, и молодежь
«Душа обязана трудиться. Не разрешай ей спасть в постели при свете утренней звезды. Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды…»

«Душа обязана трудиться. Не разрешай ей спасть в постели при свете утренней звезды. Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды…»

Побольше трудиться над собой – так можно перевести воззвание поэта Николая Заболоцкого к человечеству в целом и к человеку в частности. К активной деятельности призывают и в галере «Марис-арт», где ее директор и куратор проекта Татьяна Пермякова подготовила экспозицию, посвященную труду и работающую до 15 ноября.

– Сегодня мы открываем вторую выставку в рамках большого проекта «Огни на Каме», который приурочен к 300-летию Перми. По замыслу, цикл представляет жизнь и историю Перми, увиденные глазами художников разных поколений. Весной у нас работала «Пермь. Про Великую Отечественную», сейчас – «Пермь. Про заводы», – объясняет свой замысел Татьяна Пермякова. – Планируется продолжение: весной будет представлена выставка «Пермь. Про искусство и культуру», а летом – непосредственно к юбилею Перми – праздничная экспозиция.

Выставочная экспозиция «Пермь. Про заводы», с одной стороны, логичная и даже необходимая, поскольку наш город, прежде всего промышленный, из числа тех городов, которые справедливо называют «опорный край державы». И сама Пермь, беря своё начало с 1723 года, создавалась на основе Егошихинского медеплавильного завода. С другой стороны, тема выставки и неожиданная: действительно сложно представить столь разнородные явления, как промышленные предприятия и изобразительное искусство. Нет ничего, казалось бы, более далекого друг от друга.

– Вспоминая историю России в XX веке, необходимо вспомнить, что и заводские, а также фабричные производства активно развивались, и темы промышленности играли существенную роль в искусстве. Еще начиная с 1930-х годов, художники получали командировки в строящиеся города и на предприятия первых пятилеток. Уже в 1960-80-е годы мастера искусств Перми регулярно участвовали в таких поездках по территории города и области. В этот период «производственная тема» в большинстве экспозиций находилась в приоритете. Безусловно, это был так называемый «социальный заказ». Тем не менее, своим талантом и уважением к теме, подчас нелегкого труда, художники умели показать не только сложность, но и его красоту, а также и красоту людей самых разных профессий, – вводит в тему искусствовед Ольга Клименская.

Выставка объединяет самых разных авторов. С одной стороны, это молодые авторы, которые впервые выставляются в галерее «Марис-арт», с другой – пермские классики. Пётр Оборин, Иван Борисов, Александр Репин, Александр Зырянов, Анатолий Филимонов были в свое время не только крупнейшими мастерами искусства Перми, но и художниками, имевшими широкое признание и составившими славу в масштабе страны.

Производственная тема ни для кого из них не была основной в творчестве. Однако она и не была даже в малой степени для них конъюктурной. Каждый из них писал то, что ему близко. Для Петра Оборина, Александра Зырянова и Анатолия Филимонова – это человек в пространстве его существования и труда. Здесь живопись и графика становятся важными составляющими выразительных средств.

У Зырянова чёткие рубленые линии графических силуэтов и движений становятся значительными элементами раскрытия темы. У Оборина и Филимонова сложная живописная структура изображения передает красоту мира во множестве ее проявлений: и в структуре калийной шахты, и в речном пейзаже. Фигуры людей, переданные динамичными силуэтами в изображении у Оборина или в бликах света и тени, пластической выразительности лица и спокойной уверенности движений в работе Филимонова, всё это свидетельство высокой степени уважения к избранной теме.

Иван Борисов и Александр Репин заводскую, промышленную тематику передают через свойственные им пейзажные образы. Каждый автор своим пониманием существенно обогащает, делает неповторимыми ландшафтные мотивы. У каждого мощь промышленной темы находит свои выразительные приёмы. Акварели Борисова пространственно значительны и красивы мужественной красотой.

Живопись Репина сурова, подчас трагична в ощущении гибели живой природы. Ставшие знаменитыми именно своими уральскими пейзажами авторы, сумели передать необычайно сложную тему современной действительности. Гиганты промышленности не только зачаровывали художников масштабностью своих пространств, но и побуждали к размышлениям о последствиях их влияния на природу.

Совсем по-особенному в контексте избранной темы воспринимаются произведения Михаила Павлюкевича. Его акварели, привезенные в своё время из Усолья, напоминают о том, что промышленное производство в Пермском крае имеет куда более давнюю традицию. Еще в XVI-XVII веках купцы и именитые люди Строгановы наладили на Урале добычу соли, которой торговали в России и с Европой. В Усолье находилась основная контора Строгановых, где решались все важнейшие связанные с производством и продажей вопросы.

Здание «Палат Строгановых», построенное в конце XVII - начале XVIII века, стало одним из объектов, показанных Павлюкевичем. Он также изображает и фрагменты знаменитого ансамбля Усолья, который современники сравнивали с петербургскими. Для автора здесь становится важным и мощность построек, и выверенная эффектность архитектурных ритмов и сочетаний, и грустная красота увядания.

Постиндустриальные территории сегодня дают немало тем и образов художникам нового поколения. Необычайны пространственно-воздушные образы оригинального художника Игоря Новикова. Олег Филимонов и Виктория Ушакова каждый в своем материале размышляют средствами искусства ассамбляжа о последствиях непростых отношений живой природы и промышленных объектов.

Свои работы Олег Филимонов изначально называл скульптурами, но потом, по его словам, выяснилось, что по классификации художественных произведений, это – инсталляции. Данной темой он занимается с 2017 года. «Про заводы» – седьмая выставка, где художник принимает участие. Можно сказать, что материал, из которого творит мастер, – старое железо с клеймами, выкованное на старых уральских заводах, априори связано с промышленной тематикой.

Филимонов находил их в разное время в заброшенных домах или зданиях, идущих под снос.
Как признался автор, само железо диктует форму и содержание будущих работ. К примеру, ваза для цветка – элементы арматуры из старого дома с 150-летней историй, который снесли несколько лет назад на Шоссе Космонавтов, 13. Причем эти фрагменты, как утверждает Филимонов, сложились в вазу сами, помимо его желания. Всего в экспозиции представлено 8 работ художника. Самая новая – «В плену заблуждений» представляет собой глаз за решеткой.

– Это вариация на тему глаза с ручками – есть такой символ знаточества в искусстве, - поясняет свой замысел Олег Филимонов. – А в моем случае глаз находится за решеткой. И это антагонизм глазу, парящему в вышине… На прошлой выставке на экскурсию пришла дама, которая, не слушая, какие смыслы я вкладывал в свои работы, начинает рассказать, что она видит в них. Так родился «глаз за решеткой» – попытка осознать, действительно ли есть заблуждения у зрителей по поводу внутреннего наполнения работ? Или можно придумывать себе все, что угодно, независимо от замысла творца?

А вот все работы Виктории Ушаковой, студентки Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, созданы специально для выставки в нынешнем году (на иллюстрации – «Слава рабочим рукам»). «Завод – это обязательно и во-первых про людей. Поэтому в моих работах все категории населения объединены общим трудом», – по словам художницы, она создавала свои объекты по поднятым из архивов фото и видео-хроникам, поскольку сама является уроженкой Кирова, и такие огромные промышленные производства в ее жизни не встречались – в Кирове их попросту нет. Поэтому в большей степени это была исследовательская работа.

– Главное – творческое отношение к труду, – вторит автору Татьяна Пермякова. – У того же Петра Оборина есть женский портрет «Ирида», где героиня держит в руках пробирку-склянку. Для меня это символ науки. Производство и наука всегда шли бок о бок. И высокие технологии – это тоже промышленность и труд.

Маргарита Неугодова
Фото предоставлено галереей.