Пермякам от мэтра по секрету: Марк Розовский дописал «Капитанскую дочку» Пушкина своими стихами

3 октября, 17:39


В Перми прошли трехдневные гастроли Московского театра «У Никитских ворот». Они стали частью проекта мэрии Перми «Лучшие театры России – жителям города Перми».

«У нас не театр целующихся змей, у нас театр просто целующихся!» – смеется ведущая актриса Николина Калиберда. Яркая, заразительная, с мощным актерским темпераментом, она пришла в театр в 2017 году и сразу пришлась ко двору.

Дочь актрисы Оксаны Калиберды и сестру актёра Нила Кропалова можно было увидеть во всех трех спектаклях, которые театр привез в наш город. Это – «музыкально-историческое путешествие» «Капитанская дочка» (12+), комедия «Горе без ума» (16+) и постановка «Амадей» (16+). Такая подборка, конечно, не случайна: это иллюстрация характера самого театра, где дух свободы, глубина интеллекта, творчество, хороший вкус заявлены не ради красного словца: это – ось, на которой держится театр.

Все постановки – большие полноценные спектакли с основным актерским составом и декорациями. Первый из них – русский мюзикл, написанный режиссером Марком Розовским и композитором Максимом Дунаевским по мотивам повести Пушкина. Стихи к нему также созданы Марком Розовским, который так говорит об особенностях интерпретации пушкинского текста и работе с образом главного антагониста романа – Емельяна Пугачёва:

«Когда я работал над постановкой «Капитанской дочки», я «перерыл» все тома со стихотворениями Александра Сергеевича, но не нашел ничего, что подходило мне абсолютно. Тогда я написал свои стихотворения для этого спектакля и во многом старался придерживаться авторской интерпретации. Пушкин был не только литератором, но и историком, однако Пугачёв в его «Капитанской дочке» разительно отличается от исторических исследований автора о личности Пугачёва. Об этом мы говорим в нашем спектакле».

Спектакль «Горе без ума» основан на пьесе Александра Грибоедова с использованием фрагментов из переписки Пушкина с Чаадаевым: «поскольку Грибоедов под именем Чацкого вывел именно Чаадаева», – объяснил Марк Розовский. По-своему переосмыслен и образ Фамусова, которого блистательно сыграл актер Николай Глебов, хорошо известный пермскому зрителю: народный артист более 30 лет играл на сцене Пермского ТЮЗа, а теперь стал одним из ведущих актеров театра «У Никитских ворот». Кстати, в «Капитанской дочке» он сыграл ее отца, капитана Миронова.

«Амадей» же представляет собой современный взгляд на конфликт творца и ремесленника, любви и зависти. Одним из главных героев пьесы является музыка Моцарта. Спектакль посвящён памяти народного артиста СССР Олега Табакова, более 30 лет блестяще исполнявшего роль Сальери.

«Но наш спектакль не о Моцарте и не о Сальери, – говорит режиссер. – Это о моцартианстве и сальеризме. Вот Пушкин – мы так часто произносим это имя. А он – свободный Моцартианский человек, абсолютно русский Моцарт, художник блистательного человеческого содержания, не похожий ни на каких приспособленцев. Основополагающими идеями, фундаментальными ценностями живут добрые, уважающие друг друга, творческие люди. И проблема художника в том, чего в нем больше моцартианства или сальеризма? И каждый из нас должен для себя решить эту дилемму…»

В этом году худруку и основателю театра Марку Розовскому исполнилось 85 лет, а его детищу – 40. В репертуаре авторского театра – 52 постановки.

«Пермь – очень театральный город, это отмечают все, кто бывает здесь, – убежден Марк Григорьевич. – Мы в вашем городе уже не в первый раз. Сюда приезжать – это большое удовольствие. Когда вырываешься на гастроли, это большое счастье и большое испытание для коллектива. Мы видим, что вновь возрождается гастрольная деятельность – благодаря и хорошим дружеским отношениям, и поддержке государства. В Пермь мы приехали большой командой в 54 человека, а такое возможно только, если едешь в гости к замечательным людям».

Проект «Лучшие театры России – жителям города Перми» посвящен 300-летию Перми. Он начался год назад в июне 2021 года большими гастролями Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова – было представлено 8 спектаклей. Нынче в апреле на сцене ДК Солдатова были показаны два спектакля Санкт-Петербургского государственного академического театра «Балет Бориса Эйфмана».

Завершится этот большой театральный проект в мае 2023 года гастролями Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Пермяки смогут увидеть шесть спектаклей, из них – четыре, поставленные самим Мастером: «Сон в летнюю ночь», «Война и мир. Начало романа», «Семейное счастье» и «Волки и овцы», и два новых спектакля – «Чайка» с Евгением Цыгановым в главной роли и знаменитые «Египетские ночи».

Напомним, что «У Никитских ворот» – один из самых интересных московских театров, детище Перестройки. В начале 1980-х это была молодежная студия, которая затем стала профессиональным коллективом. Последний раз театр был на гастролях в Перми в ноябре 2018 года, представив два спектакля: драму «Анна Каренина. Lecture», в основе которой – лекция о романе Льва Толстого Владимира Набокова американским студентам несколько десятилетий назад. Вторая постановка – «Трамвай«Желание», известная драма американца Теннесси Уильямса. Произведение в театре называют психологическим шлягером, по которому в свое время сняли фильм с голливудскими звездами в главных ролях.

Маргарита Неугодова
Фото с сайта театра.



Новости Mediametrics: