СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.09.2024
16+
Архив

С угасшим в Перми жанром фельетона и забавными историями прошлого знакомит уличная выставка возле Дома Мешкова

С угасшим в Перми жанром фельетона и забавными историями прошлого знакомит уличная выставка возле Дома Мешкова
На улице Монастырской возле Дома Мешкова, Пермского краеведческого музея, до конца декабря работает уличная выставка «Нескучная Пермь», подготовленная к 300-летию Перми.

На улице Монастырской возле Дома Мешкова, Пермского краеведческого музея, до конца декабря работает уличная выставка «Нескучная Пермь», подготовленная к 300-летию Перми.

Экспозиция знакомит с городскими историями, которые нашли отражение на страницах периодических изданий, выходивших в Перми в конце ХIХ - 20-х годах ХХ века:  «Пермские губернские ведомости» и «Звезда». 

Как известно, фельетон, как жанр, родился во Франции в начале ХIХ столетия. Небольшие сатирические заметки, освещающие разные стороны общественной жизни, быстро завоевали популярность у читающей публики. В России эта разновидность публицистики обрела признание позже, когда возникло большое количество новых изданий, борющихся за внимание населения.

В «Пермских губернских ведомостях» на рубеже ХIХ-ХХ веков регулярно публиковались фельетоны, в которых затрагивались животрепещущие проблемы жизни города. Возможно, благодаря острому перу фельетонистов, «Пермские ведомости» стали одной из немногих финансово успешных газет.

В 20-х годах место «Ведомостей» основательно заняла «Звезда». Среди новых авторов тоже нашлись мастера сатирического рассказа, которые будоражили общество, боролись за искоренение «пережитков прошлого». Сегодня, читая старые фельетоны, мы невольно сравниваем былые проблемы с теми, которые беспокоят нас сейчас.

Примечательно, что некоторые из них остаются актуальными до сих пор. Например, сюжет о велосипедистах (фельетон В. Гукса в «Ведомостях» от 1 мая 1901 года), передвигающихся по тротуарам, вполне понятен современным горожанам, которые сейчас вынуждены уворачиваться от мчащихся электросамокатов, а мечты городских властей запустить трамвай, очень напоминают историю со строительством метро в Перми. «Трамвай! Как много в этом слове для сердца пермского слилось!» - писал Сергей Ильин (псевдоним – Коко) в «Пермских ведомостях» от 13 апреля 1914 года.

Авторы использованных на выставке текстов – известные пермские журналисты тех лет: Владимир Яковлевич Кричевский, Александр Николаевич Скугарев, Сергей Андреевич Ильин, Аркадий Петрович Голиков (Гайдар) и Михаил Николаевич Черныш. 

Так, Скугарев Александр Николаевич, православный мещанин, родившийся в Санкт-Петербурге, получил домашнее образование. Приехал в Пермь в 1897 году уже опытным газетчиком (псевдоним Вера Гукс, В. Г., Герцог Мельковский, Homo ridens): он писал театральные рецензии в столичной прессе, поработал редактором и фельетонистом в екатеринбургском «Деловом корреспонденте». Хорошо чувствовал газетную конъюнктуру, в частности, привез в Екатеринбург моду на стихотворный фельетон («Рудокоп», 1898)  С августа 1899-го – помощник секретаря редакции «Пермских губернских ведомостей». С 1902-го в «Пермских губернских ведомостях» занял место секретаря редакции, сменив уехавшего в Москву Кричевского. Вскоре стал ведущим автором «Маленького фельетона» и вообще популярнейшим в городе человеком. 

Слава была столь громкой, что летописец Перми Верхоланцев счёл его приезд в Пермь одним из самых примечательных событий 1897 года. В «Пермских губернских ведомостях», где прослужил около 10 лет, Скугарев писал музыкальные и театральные рецензии, хронику, статьи и фельетоны. Кроме того, он являлся командором пермского велосипедного общества и секретарем дамского попечительства о бедных, блистал на любительской сцене в драматических ролях. Хорошо разбирался в оперном искусстве.

Кстати, именно он в фельетоне от 11 июля 1903 года в «Пермских губернских ведомостях» под псевдонимом «В.Г.» дал описание «Пермских типов»: «Любители», «Танцоры», «Велосипедисты», «Конькобежцы», «Лыжники», «Картежники», «Бильярдисты», «Сплетники», «Мухорезы», «Тотошники». И если с «лыжниками» и прочим спортивным людом все более или менее понятно, то кто такие «любители», «мухорезы» и «тотошники»? 

Оказывается, «Любители» (всегда в кавычках, делает пометку автор) – «порода людей, ставящих драматическое искусство превыше всего, а свой талант – даже выше искусства. Считают себя недооцененными, окруженными сетью интриг. Питаются колбасой, которую едят прямо с кожей. Поклоняются только кружковскому сторожу Тимофею, который разносит роли и играет не последнюю роль в совете».

«Мухорезы» - пьющие люди, тож – пристрастные к казенному вину. Пьют они водку и коньяк, пью с закускою и так… Тех, которые почище, извозчики развозят домой, а других городовые препровождают в чижовку. И те, и другие пользуются покровительством Общественного собрания».

«Тотошники» - новая категория, посетители бегов, играющие в тотализатор. Что за штука тотализатор, знаю только они, но знают, должно быть, хорошо, потому что уверенно несут туда сои десятки. Говорят на непонятном языке (без трех, гит старт, финиш, фальстарт, сбой, перехват), вроде того, как 3-4 года назад начали говорить велосипедисты. Знают родословную любой пермской клячи. Все вечера проводят на бегу, следя за прикидками. С секундомерами не расстаются. Мечтают о фуксе и о выдаче не менее ста на десять».

Представлены на выставке и два фельетона Аркадия Гайдара. В «Вечерней звезде» от 1 февраля 1926 года был опубликован рассказ «Отнюдь не фантазия», где товарищ Голиков фантазирует на тему будущего Перми через сто лет: «ибо всякий здравомыслящий гражданин знает, что при плохом составе горсовета еще может быть «лицо судьбы покрыто мраком неизвестности», а при хорошем никакой неизвестности быть не может». 

А далее расписывает, как у всех и каждого пермяка будет бесплатные квартиры и билетики на проезд в транспорте, о том, «и нет, чтобы с гражданина содрать так за справку, а сам «зав» пожмет ему руку и скажет: «Спасибо вам, сознательный и организованный гражданин, что зашли, так сказать, помогли искоренить…» (неправильно взысканный налог – прим. авт.). 

И заканчивает язвительно: «Ах, уважаемые граждане! Это вам не литературные измышления, не праздный фельетон, и если вас, к тому времени не раздавит пермский автобус, вы увидите все это своими беспристрастными глазами. Ах, граждане, берегитесь только пермского автобуса, а то ничего не увидите!». И потрясающая деталь: начальник горсовета вызывает начальника подведомственного отдела по… радиотелефону!

Второй фельетон «Крейсер «Овсянкин», напечатанный в «Звезде» 1 июля 1926 года, «вытаскивает за ушко, да на солнышко» маленький местный пароходик, который ходит из Перми в Курью не по строгому расписанию, а когда вздумается его капитану: то он «четвертую порцию мороженого наяривает, и все по гривеннику», то с «дачными девицами знакомится»…

«Странно даже, и что привязались к человеку? Посмотрите любой морской роман, и увидите, что это самое знакомство на берегу экзотической страны капитанам по штату положено. И зачем ломать старые мореплавательские традиции? – ехидно резюмирует Аркадий Гайдар.

Маргарита Неугодова