Вокруг Урала за шестьдесят пять дней: В Прикамье презентовали путеводитель «Железный пояс» — Звезда

Вокруг Урала за шестьдесят пять дней: В Прикамье презентовали путеводитель «Железный пояс»

2022 , 15:24

В Пермской краевой библиотеке им. Горького состоялась презентация путеводителя «Железный пояс» (12+), второй книги серии «Путешествия с Алексеем Ивановым» (М., изд-во РИПОЛ классик, 2022), выпущенной командой авторов под руководством Юлии Зайцевой.

Я бы посоветовала читать эту книгу с конца, то есть, с заключительного эссе Алексея Иванова «Уральская матрица», которое, подключаясь к истории промышленного Урала, выводит неочевидный, но существенный комплекс жизненных стратегий – так называемую Матрицу. По Иванову, Урал, где «тектоническая плита Европы «налезла» на тектоническую плиту Азии», – неизбежное место встречи. Европы и Азии, Руси и Сибири, язычества и христианства, славян и финно-угров, да много чего. Место встречи – это всегда «печь-плавильня», когда путем взаимодействия исходных элементов получается нечто третье, нечто невероятное... Например, признанные мировым шедевром пермские деревянные боги есть следствие взаимодействия двух культур – раскольнической и языческой.

Иванов пишет про индустриальную магию, державу в державе, сказы Бажова, «дикое счастье» и уральский фарт, и подробно разработанные маршруты-локации оживают, начинают пульсировать и звенеть голосами.
Из четырнадцати дорог, разложенных по полочкам авторами Юлией Зайцевой, Еленой Растянис, Анастасией Есаевой, Алексеем Рачунем и художником Еленой Мазур, четыре имеют непосредственное отношение к Перми, и скорее всего, где-то из обозначенных мест вы уже побывали.

Маршрут №7 «Вокруг Перми»: Пермь – канал Копань – Очёр – Нытва – Пермь; Пермь – Оса – курорт Усть-Качка – Пермь; Пермь – Добрянка – пос. Полазна – мыс Стрелка и залив реки Чусовой – Пермь; Пермь – пос. Ильинский – музей Хохловка – Пермь.

Маршрут № 8 «Вокруг Кунгура», маршрут № 9 «Северный Урал». Маршрут № 10 «Вокруг Чусового»...

Внимательно прочитайте «Железный пояс» и отправляйтесь по этим местам вновь; дело не в том, что вы не знали каких-то исторических фактов. Дело в том, что, знакомясь с путеводителем, вы поймаете необходимую частоту восприятия и невольно выстроите вертикаль, которая из художественного произведения будет перетекать в документальное и наоборот. Текст о Чердыни, например, можно перечитывать бесконечно, разворачивая веер смыслов и настраивая нужную оптику:

«Чердынь свернула с магистрали прогресса и уже второй век стоит на парковке цивилизации. (...) Здесь нет высоток и новостроек, кинотеатров и бизнес-центров. Коровы лениво пасутся у дома культуры, дети с вёдрами бегут за водой на колонки, улицы пахнут дровами и сеном, и почти каждая ведёт в какой-нибудь храм. (...) Но стоит прогуляться под вековыми берёзами Вятского городища, присесть на скамейку над обрывом, словить дзен, наблюдая, как над морем зелёной пармы возвышается каменный горб Полюда, – и затылком начнёшь ощущать присутствие других, мистических, сил. Наваждение Золотой Бабы, ночную поступь пермских деревянных богов, дыхание небесного наездника Мир-Сусне-Хума, пронзительный взгляд таинственной ламии. Этот древний языческий пантеон сегодня забит под кресты православных церквей. Человекоптицы и человеколоси замурованы под стёкла музейных витрин. Но дыхание прежнего дикого мира проступает псоглавцами на иконах и лишайниками в косматых беломошных борах».

Потому что ничего не исчезает бесследно, а всего лишь меняет форму, уходит в подтексты и временно становится невидимым, потайным. Сделать тайное явным, а явное «подключить» к новым смыслам и представить огромный регион как единую смысловую систему – в этом цель и смысл путеводителей «Путешествий...».

Авторы вполне серьезно говорят, что «Железный пояс» – это их частный ответ Золотому кольцу и Серебряному ожерелью, которые, являясь, по сути, большими госпроектами, презентуют центр и северозапад страны. Но сердце этой страны не там; сердце России – промышленный и языческий Урал с его золотыми приисками, алмазными драгами, соляными шахтами, доменными печами, самоцветными копями, величественными скалами, деревянными богами, горными заводами, сказочными ледяными пещерами и магическим током времени, которое, получается, может все.

Как объясняет Юлия Зайцева, приключение и сюжет в дорогах путеводителя всегда идут рядом. Ровно шестьдесят пять дней приключенческого сюжета, и вы пройдете все маршруты «Железного пояса». В них не только достопримечательности must-see, культурно-исторический бэкграунд и мистический реализм подтекста, но почти голографический образ региона, представленного единой смысловой системой.

Четырнадцать автомобильных маршрутов «Железного пояса» – это, конечно же, выверенная логистика, список разных бытовых полезностей и удобств, живописные образы городов и местечек, составляющих навигатор по Уральской цивилизации, которая до сих пор спрятана за семью печатями.

Но прежде всего эта книга – образец современной литературы, где текст ценен не только и не столько в прикладном смысле, сколько сам по себе. Не желаете ехать по маршруту – путешествуйте виртуально; это не менее захватывающе.

Вот, например, «приключение текста» в Карабаше (маршрут № 2 «Вокруг Миасса»: Челябинск – Миасс – Ильменский заповедник – оз.Тургояк – пос. Ленинск – Касли – Чебаркуль – Кыштым – Карабаш – Челябинск»):

«Репетиция конца света продолжительностью в 100 лет на отдельно взятой местности прошла успешно. Ртутные багрово-красные реки, цинковый снег, мёртвые горы и пропитанная медью земля, на которой растёт лишь электрический лес: столбы ЛЭП. Тяжёлый свинцовый воздух. Кварталы брошенных многоквартирных домов следят пустыми глазницами за игрой пока ещё беззаботной детворы. Безнадёжность, возведённая в абсолют...».

Или, например, зарисовка про озеро Банное (маршрут № 4 «Степной Урал»: Челябинск – Магнитогорск – Сибай – музей-заповедник «Аркаим» – озеро Банное – Верхнеуральск – с. Париж – Троицк – Пласт – с. Кочкарь – пос. Коелга – Челябинск):

«Плавные холмистые горы берут в кольцо самое глубокое озеро Башкирии. В доязыческой древности озеро Банное охраняло чудовище Аджахалы. Звери и птицы боялись приближаться к воде – хозяин прозрачной бездны затягивал все живое в ненасытное чрево. Птицы жили выше – в туманных выступах и горных ущельях, сканировали хвойные ложбины и мониторили каменные распады с горы Кутукай, хребтов Каранъялык и Яманкай. Крылатая тень одной из них петроглифом отпечаталась на плоском камне. Покорившие металл люди не боялись ни озерного чудища, ни его ураганного рыка. Здесь они утвердили своих богов и назвали озеро светлым...».

Прочитал – и как будто увидел своими глазами, прочувствовал. Так что хотим мы или не хотим, но главное в этом путеводителе – приключение чувств. «Железный пояс» пояс отчасти перекликается с книгой и телепроектом Алексея Иванова «Хребет России», в процессе которого писатель вместе с журналистом Леонидом Парфёновым и продюсером Юлией Зайцевой проехал по самым интересным местам Урала. Когда вышли книги «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация» и «Вилы», многие ждали продолжения. Ну, вот, один из его вариантов – «Железный пояс»...

Наталья Земскова



Новости Mediametrics: