Пермский IX Рождественский фестиваль завершится «Французским Рождеством» под саксофон, орган и волынку

13 января, 13:50


Пермской краевой филармонией вновь проводится международный Рождественский фестиваль, теперь уже IX. Нынче он собрал музыкантов из России, Абхазии и Сербии.

Концертная афиша – это двадцать две программы камерной, органной, фортепианной, джазовой, вокальной, народной, хоровой музыки плюс несколько детских проектов. Открывал фестиваль солист Московской государственной филармонии, виолончелист с мировым именем Александр Князев. Многие знают этого исполнителя по регулярным выступлениям на канале «Культура» и гастрольным концертам.

В этот раз со сцены Органного зала звучала виолончель, сделанная 290 лет назад Карло Бергонци, учеником Антонио Страдивари. Концерт продолжался ровно три часа, и в удивительной палитре звуков заново открывались вроде бы знакомые сюиты Баха. Александр Князев старался не только показать все возможности инструмента-шедевра, он тонко интерпретировал известные сочинения классика, придавая им остроту и глубину.

Вторым знаковым событием Рождественского фестиваля стало выступление Камерного оркестра Российской академии музыки имени Гнесиных под управлением Андрея Рейна. Блестяще сыгранный виртуозный музыкальный коллектив исполнил сочинения эпохи барокко (Генделя, Баха, Вивальди) и произведения Родиона Щедрина. И если с барокко филармоническая публика отлично знакома, то камерная сюита Щедрина, написанная в 1961-м году для ансамбля скрипачей Большого театра, стала настоящим откровением.

Пятичастная сюита – это и контрасты, и логичное развитие тем, образующих стройную композицию, и «зеркальные отражения» в музыкальном рисунке. Кантилена (напевность) в нём сменяется кабалеттой, а лиричность – подлинным драматизмом. Композитор словно ведёт слушателя за руку через сказочную пещеру, в которой то и дело открываются разные виды.

После сюиты была представлена композиция «Российские фотографии», созданная Родионом Щедриным в 1994 году. Сочинение, пронизанное трагическими мотивами переломных моментов страны, условно распадается на несколько картин русской жизни, датированных разным временем.

«Старинный город Алексин» отталкивается от детства композитора, «Тараканы по Москве» и «Сталин-коктейль» – от юности, «Вечерний звон» повествует о зрелости, на которую пришёлся распад СССР. Композитор пытается осмыслить критические периоды в истории страны, но не даёт им однозначных оценок. Эти нечасто звучащие со сцены произведения стали настоящей презентацией Щедрина и многое объяснили в его творчестве.

А ещё в тот вечер пела интереснейшая вокалистка – сопрано Кристина Эшба, которой прочат большое будущее. Необычный тембр голоса, мягкая и в то же время сильная подача голоса, сочный насыщенный звук покорили зал с первых же нот и стали главным украшением концерта.

♫ По традиции, в канун Нового года с премьерными программами выступили квартет «Каравай» (30 декабря) и ансамбль солистов «Хорус-квартет» (31 декабря).
♫ А уже 3 января органист Мария Любецкая (Санкт-Петербург), саксофонист Константин Березин (Пермь) и мастер песочной анимации Елена Полторацкая предложили самое настоящее «Музыкальное путешествие в Хогвартс»: в концерте прозвучала музыка из фильмов о Гарри Поттере.
♫ Зато программа 4 января была рассчитана, скорее, на гурманов – со сцены звучал необычный дуэт органа и арфы.
♫ В канун католического Рождества, 24 декабря, выступили Оркестр русских народных инструментов имени Салина и исполнительница народных песен Дарья Сикальская (Нижний Новгород).
♫ 7 января, в православное Рождество Христово, Уральский государственный камерный хор под управлением Владислава Новика дал интереснейший концерт духовной музыки, где были не только классические образцы, но и редко исполняемые произведения композиторов ХХ века..
♫ С этой программой перекликался концерт мужского хора Данилова монастыря «Зачарованная Русь» (12+), в котором вместе с духовной музыкой исполнялись романсы, русские народные песни, песни Пахмутовой и Добронравова.

Пожалуй, только шоу-концерт «Погружение» (6+) композитора-исполнителя Евгения Соколовского оставил ряд недоумённых вопросов. Во-первых, жесткая фонограмма (так называемая минусовка), на которую накладывалась живая фортепианная музыка. Давно ли у нас филармонические концерты проходят под частичную фонограмму, которая бьёт в уши из колонок?

Во-вторых, качество этой минусовки, почти заглушающее несчастный филармонический Steinway. Ну, и программа, в которой было лишь три классических переложения (Вивальди, Григ, Бетховен), а остальное – довольно однотипная инструментальная музыка автора, которую сопровождали клипы на экране.

В клипах композитор Соколовский играет на рояле то в глухом зимнем лесу, то на прозрачном гладком льду большого пруда, то посреди луга... Всё это, может быть, интересно и уместно в ДК, но никак не на академической сцене. Тем более, в сочельник 6 января, когда со сцены Органного зала ждёшь не масс-культ (пусть и достойного качества), а высокие образцы классической (духовной) музыки.

Фестиваль завершается 14 января 2023 года концертом «Французское Рождество» (6+), в котором примет участие известная группа CLASSY JAZZ под управлением Олега Матвеева (Москва) – вместе с ней прозвучат саксофон, орган и волынка.

Наталья Земскова
Фото оркестра РАМ имени Гнесиных предоставлено Пермской филармонией.



Новости Mediametrics: