На экране слово взяли пацаны — Звезда

На экране слово взяли пацаны

2023 , 11:59

Конец 1980-х. Пока родители борются за выживание, брошенные всеми дети сбиваются в уличные стаи и бьются за асфальт. Буквально, чтобы контролировать все, что стоит на их земле или передвигается по ней. Среди всеобщей безнадеги – понятные правила жизни, поддержка и слово пацана, которое сильнее клятвы. 14-летний Андрей из интеллигентной семьи сталкивается с прессингом уличных подростков и, чтобы защититься, заводит с ними дружбу.

Сериал с таким сюжетом бьет рекорды популярности на постсоветском пространстве. Бюджет проекта «Слово пацана», судя по пуб­ликациям в прессе, составил 100 млн рублей

(1 млн долларов по курсу 91 рубль). Для сравнения, бюджет сериала «Екатерина Великая» (16+) в десять раз больше. Но история времен перестройки, свидетелями которой были многие из нас, вызвала больший отклик, чем истории ХVIII века.

Общее культурное пространство

Хештег #словопацана на платформе TikTok (18+) превысил 3,4 миллиарда просмотров. Песня «Пыяла» группы

«Аигел» (16+), звучание которой можно услышать в каждом эпизоде сериала, держится на первых местах российских музыкальных чартов и возглавила украинский топ-100 на Apple Music. В рейтинге сериалов «Кинопоиска» (18+) «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) с 8,6 баллами занимает 20 место, опережая на момент подготовки статьи такие популярные проекты, как «Секс в большом городе» (18+), «Доктор Хаус» (16+) и «Место встречи изменить нельзя» (12+).

Внезапно остросюжетная драма о подростковых группировках в Казани конца 80-х побила все рекорды скандальности и упоминаемости. Режиссер Жора Крыжовников создал ленту, главным продюсером которой стал Федор Бондарчук, по мотивам изданной в 2020 году книги журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» (18+). Причем снимали сериал не в Казани. Против съемок выступила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец.

Она попросила прокурора рес­публики проверить законность создания такой картины и заявила, что просмотр сериала «Слово пацана» может нанес­ти вред психическому и нравственному здоровью молодежи.

А уж когда на интернет-платформах Wink (18+) и START (18+), плодясь и на торрентах, пошли первые показы, вокруг сериала разгорелись нешуточные страс­ти. Многие лидеры общественного мнения в соцсетях заявили о необходимости запрета сериала за романтизацию молодежного бандитизма и насилия. Оппоненты, в свою очередь, доказывали, что сверхпопулярные некогда «Брат» (18+), «Брат 2» (18+), «Бандитский Петербург» (18+), «Бригада» (18+) никому не навредили, а напротив, образумили и охладили многие горячие юные головы.

В конце концов единственным местом в русскоязычной среде, где на прокат «Слова пацана» официально наложили запрет, стала бандеровская Украина. Но несмот­ря на все препоны, сериал стал очень популярным и там.

Отечественный Рос­комнадзор не нашел нарушений в показе этого фильма и на днях, как утверждают российские средства массовой информации, ответил на жалобы, поступавшие от ряда федеральных политиков так: данный контент распространяется с возрастным цензом «18+» и претензий к нему нет. Да и с любой точки зрения репрессировать кино до выхода его последних серий, а они еще впереди, – все равно, что пов­торять слова писателей про «Доктора Живаго» Пастернака (16+): «Не читал, но осуждаю».

Как это было на самом деле

Стартовые первые две серии ленты «Слово пацана. Кровь на асфальте», действительно, шоковые, на фоне друг за другом выкладываемых в интернете российских ситкомов с сомнительным содержанием. Сериал вызывает неподдельный интерес. В том числе и потому, что в нем показана история, которая не только казанская. Я помню, как в середине

1970-х драки стенка на стенку случались и в пермских микрорайонах.

У нас в Орджо головановские ходили бить левшинских и наоборот. Потом все вместе противостояли правобережным гайвинским, гоняли из своих поселков всех неместных. А однаж­ды махаловка закончилась гибелью сверстника – Вовы Сидякина, и все страсти как-то сразу утихли. Про Закамск – вообще молчу, снимая шляпу. В конце 80-х дрались крохалевские с новоплоскими, а в бандитские 90-е «горячей точкой» Перми стал Рабочий поселок.

Как видим, история молодежных группировок и их драк для многих городов близка и узнаваема. Но до конца она не осмыслена, и сериал, по сути, проводит ревизию событий тридцатилетней давности. Из картин на ту же тему на память приходит разве что «Меня зовут Арлекино» (18+), снятого аж в 1988 году. По эпохе двухсерийная лента абсолютно совпадает со «Словом пацана». Только в первой – про Подмосковье, во втором – про Казань. Арлекино во главе молодежной группировки «волков» с вагонки (все ее члены живут возле железной дороги) катается в столицу, на другие станции, метелит почем зря тех, кого чуть позже пресса назовет неформалами: металлистов, рокеров, люберов, панков и прочих непохожих. А в финале подругу героя насилуют, и концовка фильма остается открытой, что дальше – неизвестно.

Вот незакрытый вовремя гештальт и проявился в «Слове…» в наши дни. Отсюда, наверное, и проистекает интерес к своему прошлому – понять, что это было и может ли повториться? Не зря во многих регионах ищут свою сопричастность к «Слову…» хотя бы на уровне включения своих уроженцев в актерский состав. Пермский край представлен в «Слове пацана» тремя актерами.

В сериале сыграли лысьвенец Ярослав Могильников, до того ставший звездой фильма «Подельники» (16+), снятого в Кыне. В «Слове…» он сыграл трагическую роль парня по кличке Ералаш. Первой киноработой «Слово пацана» стало для Льва Черепанова, который сыграл бандита Рому Колика, и 12-летнего Альберта Тавабилова из Гамово. Он сыграл мальчика по прозвищу Лампа. Также можно отметить участие в «Слове…» новосибирского актера Никиту Кологривого, ранее снявшегося в пермской картине «Иван Семёнов: Большой поход» (6+).

 

Юрий Токранов / info@zwezda.su

Фото: unsplash.com



Новости Mediametrics: