СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Северная столица поделилась искусством с краевой

Северная столица поделилась искусством с краевой
Многие едут в Петербург за культурой, пройтись по музеям и выставочным залам, а вот теперь эта культура сама приехала к нам. Сразу две выставки питерских художников открылись в пермской Арт-резиденции.

Многие едут в Петербург за культурой, пройтись по музеям и выставочным залам, а вот теперь эта культура сама приехала к нам. Сразу две выставки питерских художников открылись в пермской Арт-резиденции.

Во-первых, это живопись, скульптура, графика Люциа­на Долинского на выставке «Поиски» (6+). Во-вторых, это скульптуры Павла Шевченко на выставке «Образ-символ» (6+). Обе выставки, образующие в Перми маленькое питерское пространство, будут работать до 7 января будущего года. Вниманию ценителей прекрасного предложены произведения художника Люциана Долинского, созданные автором в период с 1989 до 2011 годы.

В центре искусства – человек

Как сообщила искусствовед, куратор проекта Анна Чигошвили, выставка Люциана Долинского посвящена разным периодам творчества художника в области станковой и монументальной живописи, графики и скульптуры.

– Первое слово, приходящее на ум при общем взгляде на творчество и биографию Люциана, – верность. Верность пластическому языку, излюбленным темам, верность самой идее творчества. Несмотря на трагическое детство, годы мучительных скитаний, тяжелую болезнь (частичную потерю слуха и туберкулез), неугасающий огонь побуждал его заниматься живописью, графикой, скульптурой и преподавать, – рассказывает Анна Чигошвили.

По словам эксперта, сложный, разнообразный колорит работ художника можно увидеть в его натюрмортах и пейзажах. Это жанры, к которым питерский художник обращался редко. Дело в том, что человеческая природа интересовала его гораздо сильнее, считает куратор выставки.

– Говоря о графике Люциа­на, хочется отметить, как много в ней воздуха, легкос­ти, нежности. Даже в ярких, контрастных листах автор оставляет зрителю ощущение мимолетности, внезапно схваченного момента, эмоции, состояния. И снова женские образы, образы матерей, почти парящие, неуловимые и вызывающие светлую грусть, – обращает внимание Анна Чигошвили.

Как считает искусствовед, глубина творчества Долинского заключается в удивительном сочетании личного, почти интимного и архетипически значимого, ощущении времени, его пульсе, его боли. Снова и снова заглядывая в мир художника, можно познавать его интеллектуально, а можно отдаться силе его таланта и чувственно, эмоционально прожить с ним художественное переосмысление судьбы, жизни, любви.

Тяжёлая картина

Худрук пермской Арт-резиденции Юрий Лапшин оценил работы Долинского как «очень живые».

– Он многое пережил, и тема человека практически во всех его работах присутствует. Многие отмечают его свободную живопись. Она может быть от реалистической до условной. Художник очень разный, но цельность в этой разности есть, – отметил Лапшин.

Интересно, что одна из картин Долинского весит 60 килограммов, была сделана на дубовых досках, рассказал Юрий Лапшин. По его словам, было сложно придумать, как представить такую тяжелую работу в Перми. Как удалось ее разместить на выставке, лучше увидеть самому.

Пермский петербуржец

Интересно, что автор второй выставки, Павел Шевченко, родился в Пермской облас­ти, но в дальнейшем жил и работал в Санкт-Петербурге. На выставке можно увидеть скульптуру, а также фотографии работ, которые расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

– Работая с бронзой, одним из самых популярных материа­лов в скульптуре, Шевченко создает мир причудливых форм и мыслей, создает из своих произведений притчу. Для этого он часто обращается к сюжетам античной и египетской мифологии, ему не чужда космогония. Художественными приемами он разрушает тяжелую монолитную форму, с помощью разработки множества мелких деталей создает динамику, легкость движения. Это хорошо прослеживается в серии «Клейзмерская музыка», где пластика складок в одежде музыкантов почти приводит героев в движение, – отмечает Анна Чигошвили.

По ее словам, памятники Павла Шевченко демонстрируют жанровое и техническое разнообразие приемов, которыми владеет автор. Они привлекают внимание зрителей и занимают важное место в формировании облика города.

В одном из интервью Павел сказал: «Что я ищу, к чему стремлюсь?.. К созданию идеального, космического образа-символа, соединяющего своим золотым звоном земное и небесное. Я раздвоен: одновременно иду как по небесному своду, так и по земле. Это, наверное, знак того, что в этом рисунке мира земное и небесное чудесно переплетено в неразрывной и вечной любви. Мое пространство скульптуры – это пространство любви».

Обоих художников уже нет с нами, но живо их искусство, которым Долинский и Шевченко продолжают делиться со зрителями. И в этом и заключается великая сила творчества.

Сергей Крюков

Фото: Художник Юрий Лапшин высоко оценил работы Люциана Долинского / Владимир Бикмаев