СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Художник Виктор Остапенко променял берега Тихого океана на красновишерскую деревню

Художник Виктор Остапенко променял берега Тихого океана на красновишерскую деревню
Появившийся на свет в далеком Владивостоке один из ведущих живописцев Прикамья и педагог Виктор Остапенко привнес в те пейзажи, которые создает он на пермской земле, дальневосточный колорит и камчатскую атмосферу.

Появившийся на свет в далеком Владивостоке один из ведущих живописцев Прикамья и педагог Виктор Остапенко привнес в те пейзажи, которые создает он на пермской земле, дальневосточный колорит и камчатскую атмосферу. Как заиграли новыми красками знакомые виды нашего края, показала персональная выставка автора «Грани творчества» (6+), состоявшаяся в пермском Доме художника в юбилейный для города на Каме год.

А самому мастеру в этом году исполнилось 75 лет.

Будучи натурой цельной, основательной и в жизни, и в творчестве, Виктор Остапенко любит созерцать прибрежные камни, олицетворяющие покой, природную гармонию и вечность мироздания.

Таковы и его картины, при взгляде на которые возникает чувство умиротворения, что особенно актуально на фоне нашего бурного, суетливого времени.

Особый интерес для художника представила наша деревня Заговоруха (Красновишерский округ) в месте расположения которой сложилась причудливая роза ветров, обеспечивающая неожиданную смену погоды, созвучную приморским атмосферным капризам. Живописец оценил такое климатическое непостоянство и посвятил красновишерской деревне серию картин: «Тучи над Заговорухой», «Смена погоды на Вишере» и другие.

А еще «Дождь прошёл стороной», «Неожиданно выпал снег», «Катаклизмы погоды». Как видно по самим этим названиям, погода и связанные с ней природные явления занимают в творчестве художника самоценное место.

В художники, а заодно и некоторым образом в киноиндустрию Виктор Остапенко попал из кружка «Умелые руки». Руководитель его обратил внимание, что эскизы, ориентируясь на которые юный Остапенко мастерил свои поделки, по его мнению, были недостаточно искусны.

Будущий живописец решил пойти в художественную студию, чтобы самому устранять такие недостатки.

Далее последовали Дальневосточный институт искусств, переезд в Пермь и работа на фабрике Гознака, создание киноафиш, вывешивавшихся в свое время на улицах города-миллионника. Многие пермские старожилы вспомнят рекламные стенды возле стадиона «Динамо» на улице Пушкина. Там размещался, например, огромный плакат к фильму «Холодное лето 1953 года» (16+), который написал Виктор Александрович.

Конечно, судьба таких работ была скоротечна, после проката фильма холст с афишей снова грунтовали и создавали новую композицию. Зато сколько людей видели такое произведение – не сосчитать!

Кроме афиш, художник в этот период создавал еще открытки и поздравительные адреса. И сегодня на вернисажах к Виктору Александровичу подходят зрители с просьбой оставить автограф на памятной открытке, напечатанной на той самой фабрике, где Остапенко трудился главным художником.

Таков диапазон его творчества: от миниатюры до полотна, от поздравительной открытки до гигантского плаката. Отдельные афиши к кинофильмам были, по словам Остапенко, размером девять на два метра.

Но что уличный плакат, еще в студенчестве Виктору пришлось демонстрировать свой талант совершенно необычным способом.

Он с друзьями совершал поездку на Камчатку на судне «Ильич», рассказывает художник нашему корреспонденту. У Остапенко была с собой гитара, на которой он поигрывал во время этого путешествия. Этим же судном следовал на полуостров знаменитый бард, классик отечественной авторской песни Юрий Кукин.

Он однажды забрал у Остапенко инструмент со словами: «Ты чего над гитарой издеваешься?» И показал мастер-класс, из чего получился в итоге целый концерт на борту.

Так в пути студенты сдружились с бардом и не теряли друг друга из вида потом на Камчатке.

Благодарный Кукин пригласил студентов – всех семерых – в ресторан. В те годы были в моде брюки-дудочки, модников называли «стилягами». Все нарядились как следует, но, вот досада, у одного из студентов не оказалось носков. Эти атрибуты костюма прохудились у него во время рейса, и молодой человек просто выкинул дырявые носки за борт. А не пойдешь же в ресторан в компании со знаменитым человеком в ботинках на босу ногу! И Виктор нарисовал своему другу носки на ногах гуашью.

Они удались на славу, вспоминает Остапенко, все то и дело посматривали на приятеля, дивились нарисованным носкам, как настоящим, настолько реалистично и нарядно они смотрелись.

Но, когда вечер закончился, все стали прощаться, камчатский сырой климат сказался: на улице носки, так сказать, потекли.

Ныне Виктор Александрович Остапенко кроме того, что сам много работает, участвует в многочисленных выставках, в том числе на самой почетной среди художников в регионах – «Большой Волге» (6+, последняя состоялась в Йошкар-Оле), еще преподает рисунок будущим художникам в филиале Глазуновской академии.

На выставке «Грани творчества» в Доме художника были представлены и пейзажи с приморским влиянием, и порт­реты, среди которых выделяется автопортрет, на котором художник изобразил себя с баяном, памятным автору еще с детства.

Вот и творческая судьба Остапенко раскинулась, как меха этого раздольного баяна, от Владивостока до Перми, ставшей для художника любимым, по-настоящему родным городом.

справка

Остапенко Виктор Александрович (75 лет) – уроженец Владивостока. Окончил Дальневосточный институт искусств по специальности «Живопись» в родном городе в 1972 году. Переехал в Пермь, где трудился главным художником фабрики Гознака. Доцент кафедры академического рисунка Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где преподает более двадцати лет. Участник городских, краевых, всероссийских и международных выставок. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Китая. Член Союза художников России с 1995 года. Награжден медалью «Традиции. Мастерство. Духовность».

Сергей Крюков