Несколько дней назад Пермский академический театр оперы и балета оказался в эпицентре новостей, связанных с ключевыми кадровыми перестановками. Сначала было объявлено об увольнении гендиректора Довлета Анзарокова по соглашению сторон, затем Мигран Агаджанян, занимающий пост главного дирижера, сообщил о своём предполагаемом уходе из театра в ближайшее время. И это – накануне двух заявленных премьер и гастрольного тура в Санкт-Петербурге...
Что происходит в одном из ведущих театров страны? Каковы причины каскада уходов? Попробуем разобраться.
Частичное объяснение происходящему дал сам Довлет Анзароков (он был назначен на должность директора в апреле 2021 года), который написал у себя на страничке в социальных сетях.
«Дорогие друзья, я покидаю замечательный Пермский театр оперы и балета. Есть, правда, небольшая поправка – нет никакого соглашения сторон. В том смысле, что я ни на что не соглашался. Это расторжение договора по решению учредителя. Все, что мне было озвучено в качестве причин – это "сложные рабочие взаимоотношения с министром культуры" и "мое нежелание следовать ее советам в части ведения театрального процесса". И это правда, поскольку из всех советов в части ведения театрального процесса я получал лишь требования избавиться от главного дирижера театра, а также от главного балетмейстера», – сообщил он.
Итак, причины увольнения директором озвучены – он отказался уволить главного дирижёра Миграна Агаджаняна и главного балетмейстера Антона Пимонова и был уволен сам.
Далее Довлет Чесикович объясняет, почему он не согласен с позицией минкульта и считает эту позицию «странной». За два последних года Пермский театр оперы и балета получил четыре «Золотые маски», выпустил ряд интересных премьер, несколько раз успешно выезжал на гастроли.
«Я считаю, за эти два года нам очень многое удалось. Мы выпустили 11 премьер, каждая из которых стала событием не только в культуре Пермского края, но и заметным явлением на культурной карте нашей страны... Благодаря помощи главного дирижера Миграна Агаджаняна мы ввели традицию концертных исполнений оперных спектаклей. Я считаю, что исполнения "Тоски" (6+) и "Травиаты" (6+) 5-7 мая на сцене театра (где блистали две наши несравненные оперные дивы Вероника Джиоева и Надежда Павлова) – это невероятный аккорд, вершина нашей работы в этом направлении», – написал он.
Действительно, с этими фактами трудно не согласиться: оперная труппа и оркестр в хорошей форме, есть резонансные премьеры, есть упомянутые четыре маски, успешные гастроли, зрительский ажиотаж, оперные звёзды, серьёзные планы. То есть, Пермский академический театр оперы и балета по-прежнему занимает своё почётное место на музыкальной карте страны.
Всё это так, и, похоже, к Довлету Анзарокову как к директору театра претензий, действительно, нет. Добавим, что Довлет Чесикович с уважением относился и к традициям Пермского оперного, и к тем людям, которые здесь проработали много лет и внесли большой вклад в развитие театра.
В чём же тогда причина увольнения?
А причина в том, что два этих назначения – Антона Пимонова на должность художественного руководителя балета и Миграна Агаджаняна – на пост главного дирижёра – оказались во многом кадровыми ошибками и в целом себя не оправдали.
О том, в каком зыбком и неуверенном состоянии сейчас находится Пермский балет, не написал только ленивый. Где этот искромётный виртуозный лёгкий танец, к которому привыкла пермская публика? Где безупречно исполненный хореографический текст и знаменитый пермский лоск? Где премьерский шик ведущих танцовщиков, с первых тактов покоряющих зал? Где образец танца?
Да, женская часть балетной труппы благодаря Полине Булдаковой (несколько месяцев назад вышедшей из декрета) и Булган Рэнцэндорж выглядит всё-таки несколько более убедительно, чем мужская. Тем не менее, если вдруг заболеет одна ведущая балерина, весь репертуар будет тянуть вторая с непосильной для организма нагрузкой. Как это, например, произошло на гастролях в Санкт-Петербурге в августе прошлого года, когда Булган пришлось танцевать одной три спектакля подряд.
В мужской части труппы дела давно обстоят на порядок хуже. Много лет почти все ведущие партии закрывал великолепный характерный танцовщик Георгий Еналдиев, которому в силу обстоятельств пришлось срочно «переквалифицироваться в принцы» (принцев катастрофически не было несколько лет). Но Еналдиев, официально ставший в этом сезоне премьером, ушёл в Дальневосточный театр, и это стало, конечно, ударом под дых...
Понятно, что затяжная кризисная ситуация, в которой сейчас находится Пермский балет, сформировалась не вчера и меньше всего здесь виноват его относительно новый художественный руководитель (Антон Пимонов был назначен в 2020-м). Понятно, что балету сегодня не хватает прежде всего... балетных спектаклей. В лучшем случае, их ставят в афишу семь-восемь раз в месяц, а то и меньше. Страшно подумать, сколько раз при таком раскладе солист может выйти на сцену: пять раз, четыре?.. Понятно, что это – только одна из причин такого состояния труппы, но балетмейстер с интересным хореографическим мышлением и большими амбициями мог бы стать одним из условий выхода из «балетного кризиса».
Антон Пимонов, к сожалению, не продемонстрировал за два с половиной года ни оригинального хореографического мышления, ни обязательных лидерских качеств, без которых, согласитесь, немыслима работа в одной из ведущих балетных трупп страны.
Что поставил Пимонов? Довольно симпатичный камерный балет «Озорные танцы» (12+) на музыку Пуленка (2020), хрестоматийный «Концерт N 5» (12+) на музыку Прокофьева (2021), провальный «Путеводитель по балету» (6+) Хрущёвой-Чайковского (2021) и номер «Арктика» (12+) Светличного (2022), о котором буквально нечего сказать по причине его невыразительности.
Бренд Пермского балета сейчас необходимо вытаскивать всеми средствами, а для этого нужен сильный главный балетмейстер с позицией лидера.
Что касается 29-летнего Миграна Агаджаняна, то как к музыканту к нему тоже немало вопросов. Возможно, как штатный дирижёр он был бы на своём месте, но как главный, мягко говоря, не всегда соответствует уровню исполнения. Достаточно упомянуть концерт, посвящённый Рахманинову (12+), Кармен-сюиту (12+) и 14-ю симфонию Шостаковича (12+), которыми он дирижировал. Так что требуя увольнения главного дирижёра, минкульт, скорее всего, имел в виду его профессиональные качества.
Как известно, Мигран Агаджанян – ставленник Довлета Анзарокова, с которым его связывает многолетняя совместная работа в проектах, никак не связанных с театром. Эти проекты есть и сейчас и, возможно, они значат для них не меньше, чем работа в театре...
Буквально на следующий день после увольнения Довлета Анзарокова появилось публичное заявление Миграна Агаджаняна в социальных сетях:
«В связи с расторжением контракта Довлета Анзарокова с огромной болью в сердце вынужден сообщить, что я покину пост главного дирижера уже 14 Июня 2023 года, сразу после премьерных показов оперы Дж. Верди "Бал-Маскарад"(12+).
Мигран Агаджанян обвинил минкульт Пермского края в «непрофессиональных» и «деструктивных» действиях, а также заявил, что среди нынешнего руководства театра есть «те, которые вредят творческому процессу. У меня с этими людьми разные взгляды на ведение театрального дела, и мне кажется, что наше сотрудничество может оказаться проблематичным...».
Главный дирижёр поблагодарил труппу Пермского академического театра оперы и балета, а также пермскую публику, которую успел полюбить.
Краевая газета «Звезда» обратилась за разъяснениями к министру культуры Пермского края Алле Платоновой, которая прокомментировала ситуацию.
«Я благодарна Довлету Чесиковичу за его работу. Он взял на себя управление одним из лучших театров страны в очень сложный момент, смог продолжить и развить существующие здесь традиции (такие, как концертные исполнения опер, большие гастроли и др.). Его достижения бесспорны, - отметила Алла Платонова. - В данный момент нет речи о дальнейших кадровых перестановках: идут репертуарные спектакли, готовятся важные премьеры, и крайне важно создать все условия для коллектива. Безусловно, главный вопрос — кто станет новым директором театра. Сейчас мы ведем переговоры, и до конца мая представим нового руководителя труппе и зрителям».
Пока обязанности гендиректора Пермского оперного исполняет Татьяна Гущина, которая занимает пост финансового директора. Что же касается других кадровых перестановок, то контракт Антона Пимонова заканчивается в августе 2023 года и скорее всего, не будет продлён.
Наталья Земскова