СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Триумф высокого барокко и возвращение в оперный: в Перми завершается Дягилевский фестиваль

Триумф высокого барокко и возвращение в оперный: в Перми завершается Дягилевский фестиваль
2 июля в Перми премьерой оперы «Персефона». Симфония псалмов Стравинского завершится Дягилевский фестиваль-2023.

2 июля в Перми премьерой оперы «Персефона». Симфония псалмов Стравинского завершится Дягилевский фестиваль-2023.

 Традиционно он занял почти все ведущие городские сценические площадки, представив более ста пятидесяти событий в основной и образовательной программах, а также в афише фестивального клуба.

Афиша, составляющая тело фестиваля, как всегда, максимально насыщенна, и если вы меломан, стресса выбора не избежать…
В этом году Дягилевский открывался два раза (22 и 23 июня) концертом симфонического оркестра musicAeterna (12+), и, тем не менее, зал ДК Солдатова напрягся от переаншлага.

Маэстро Курентзис в строгом тёмном костюме «застёгнутый на все пуговицы» (и даже несколько «отстранённый» Чайковский) – оркестровая фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини» и Итальянское каприччио – меньше всего это походило на праздник… Впрочем, «дягилевская публика», состоящая из питерской и московской музыкальных тусовок – та же; та же льющаяся энергия, что начинает клокотать у вас в горле уже в середине первого отделения. Тот же драйв.

Триумф высокого барокко и возвращение в оперный: в Перми завершается Дягилевский фестиваль

Словно продолжением вечеров открытия стал концерт 26 июня, в котором оркестр musicAeterna сыграл увертюры из опер Рихарда Вагнера (12+) и увертюру к увертюре из оперы «Тристан и Изольда» «У воды нет волос» Алексея Ретинского (Российская премьера).

Невероятным образом этот дайджест немецкого героического эпоса, который Вагнер разрабатывал всю жизнь, заимствуя мотивы из рыцарских романов, средневековых легенд и исторических хроник, зарифмовался с произведением одного из ведущих российских композиторов. Казалось, дух Вагнера (культурного мифа и символа целой эпохи), вселился в этот вечер в партитуру Ретинского, которому почти на физическом уровне удалось передать все состояния стихии воды, где доминировал шторм... В тот день, когда несостоявшийся «Вагнеровский мятеж» ещё отзывался далёким грозовым эхом, подлинный Вагнер царил в пермском ДК Солдатова.

Триумф высокого барокко и возвращение в оперный: в Перми завершается Дягилевский фестиваль

Но это статусные концерты, их успех, попадающий в нерв, предсказуем. А был ещё один вечер, вечер барокко-гала (12+), потрясший не только старожилов Дягилевского и меломанов, но и обычного зрителя.

Барокко гала (Гендель, Кальдара, Вивальди, Перголези, Броски) давал оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина (дирижер Дмитрий Синьковский). Программа словно нарочно составлена для поклонников итальянского направления Высокого барокко с оперой-сериа и инструментальным концертным стилем. Увертюры, арии из опер и ораторий, камерные концерты. Плюс плеяда ведущих солистов, начиная с самого Дмитрия Синьковского, виртуозного скрипача и потрясающего контратенора и заканчивая Константином Сучковым, солистом Пермского оперного.

Вы когда-нибудь видели, чтобы дирижёр, управляя оркестром, одновременно пел и играл на скрипке, – и всё это без тени напряжения и с очевидной любовью к зрителям и музыкантам. Оркестр под управлением Синьковского работает со сложнейшим барочным текстом так, что вы «видите» каждый завиток прозрачного кружева сочинения. И если в оркестровом исполнении это, в общем, не такая уж редкость, то в вокальном – редкие образцы.

И здесь они были представлены. Причём не один и не два, а целая плеяда вокалистов. Диляра Идрисова, Яна Дьякова, Андрей Немзер, Сергей Годин, Константин Сучков – подлинные звёзды. Думаю, даже «случайные» зрители в этот вечер влюбились в барочный вокал.

Дело в том, что звучание голоса в барочной музыке носит во многом инструментальный характер. То есть, от исполнителя требуется эластичность и гибкость всего голосового аппарата, разнообразие видов дыхания в зависимости от атаки звука, не говоря уже о тембральном богатстве голоса, который должен быть идеально настроен.

Не случайно арии старых мастеров, из которых и состоял концерт, – это своего рода азбукой вокально-технического мастерства.
А щедрые бисы Синьковского, из-за которых часть публики едва не опоздала на концерт musicAeterna 4 (12+) – он начинался поздно вечером этого же дня в Органном зале. В общем, в музыканта Синьковского влюбились все; он – новый признанный фаворит фестиваля.

Триумф высокого барокко и возвращение в оперный: в Перми завершается Дягилевский фестиваль

На пике Дягилевского Дмитрий Синьковский, один из ведущих российских экспертов по старинной музыке, продирижировал ораторией «Триумф Времени и Разочарования» Генделя (16+), исполнение которой 28 и 30 июня труппой Нижегородского театра оперы и балета тоже относим к статусному и знаковому событию.

В последние годы это сочинение довольно часто звучит в России. Режиссер постановки, Елизавета Мороз, знакома зрителям Дягилевского по перформансу «Мойры ФМ» и спектаклю «Спорынья», представленным в программе Дягилевфеста-2022.

Увы, на этот раз режиссура оказалась не самой сильной стороной спектакля. Повторяющиеся приёмы, мельтешение на сцене, фарсовые нарочитость и назидательность заметно утомили зрителя.

Во времена Генделя в Риме действовал папский запрет на оперы, поэтому в моду вошли оратории, отличающиеся от опер морализирующими сюжетами. В «Триумфе времени…» цветущая Красота стремится к радости и удовольствиям, поощряемая Наслаждением, но Время и Разочарование наставляют ее «на истинный путь».

Ведущие сольные партии в спектакле исполняют всё те же герои фестиваля: Красота – Диляра Идрисова; Наслаждение – Яна Дьякова; Разочарование – Андрей Немзер; Время – Сергей Годин. Пожалуй, с трактовкой всех образов (за исключением Красоты) можно и согласиться, несмотря на сценографию и костюмы в стиле кибер-панк. Наслаждение хватает за грудки очередную жертву и тащит в свои чертоги; Время и Разочарование три часа кряду издеваются над несчастной Красотой, а в перерывах играют в карты.

Красоту неопределённого возраста в пыльном седом парике и золотом платье, выносят в гробу, достают, долго причудливо мучают и снова возвращают в гроб. В финале Красота совершает мазохистские ритуалы, срывает одежду и плачет кровавыми слезами, но на это уже закрываешь глаза, причём в прямом смысле.

Музыкальная сторона спектакля и вокальные партии, между тем, безупречны; то, что они никак не связаны с видеорядом, – другой вопрос…

И если премьерой «Триумфа Времени и Разочарования» ознаменовалось возвращение фестиваля на сцену Пермского театра оперы и балета, то что будет с ночными концертами в галерее после её переезда в октябре, пока непонятно.

Дягфест этого года представил пять (!) ночных концертов в галерее, один лучше другого, – их так любят публика и исполнители. В зале деревянных богов выступили хор, солисты musicAeterna и виолончелист Йоргос Калудис (классическая критская лира). Эти события – неотъемлемая и важнейшая часть фестиваля (и часть культурного пространства Перми), укоренившаяся традиция и символ, отказаться от которого будет непросто.

Что же касается главного события Дягфеста, «Персефоны» и «Симфонии псалмов» Стравинского, эта премьера состоялась в Доме Музыки на Заводе Шпагина (бывшая литера А).

Триумф высокого барокко и возвращение в оперный: в Перми завершается Дягилевский фестиваль

Опере (музыкальный руководитель и дирижер – Теодор Курентзис, режиссёр – Анна Гусева) предшествовал пресс-показ, который стал настоящим шоу репетиционного процесса маэстро. Спустя пятнадцать минут после начала действия Курентзис резко остановил спектакль, сказав что «не видит смысла продолжать в таком виде», запросил саундчек и объявил перерыв на десять минут. Нависли грозовые тучи.

Спустя двадцать минут Теодор Иоаннович вошёл в зал с милой улыбкой, пошутил, что мы стали свидетелями «семейной разборки» и дал некоторые пояснения к «Персефоне», впрочем, довольно пространные. Дальше всё шло без сучка, без задоринки, и античный миф о весне и постоянном обновлении завершился псалмами.

Наталья Земскова

Фото пресс-службы Дягилевского фестиваля.