СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
27.05.2024
16+
Архив

В Перми 22 июня стартует Дягилевский фестиваль-2023 под руководством Теодора Курентзиса 

В Перми 22 июня стартует Дягилевский фестиваль-2023 под руководством Теодора Курентзиса 
Сегодня в Перми открывается Дягилевский фестиваль-2023 под художественным руководством Теодора Курентзиса. Официальным открытием музыкального форума станет симфонический концерт оркестра musicAeterna, который состоится на сцене ДК им. Солдатова.

В Перми 23 июня открывается Дягилевский фестиваль-2023 под художественным руководством Теодора Курентзиса. Официальным открытием музыкального форума станет симфонический концерт оркестра musicAeterna, который состоится на сцене ДК им. Солдатова.

В программе три произведения П. И. Чайковского (12+): оркестровая фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини» на сюжет из «Божественной комедии» Данте и Итальянское каприччио. Эта же программа будет продублирована, 22 июня, накануне старта фестиваля.

26 июня оркестр musicAeterna даст еще один концерт, в программе которого увертюры из опер Рихарда Вагнера (12+). Это оригинальный дайджест немецкого героического эпоса, который Вагнер разрабатывал всю жизнь, заимствуя мотивы из рыцарских романов, средневековых легенд и исторических хроник.

Центральным событием Дягилевфеста (1 и 2 июля) станет премьера постановки на музыку двух сочинений Игоря Стравинского – «Персефона» и «Симфония псалмов» (18+). В спектакле (музыкальный руководитель и дирижёр – Теодор Курентзис; режиссёр – Анна Гусева) примут участие оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna, приглашенные артисты и перформеры.

Второй премьерой фестиваля заявлена оратория Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (16+); спектакль состоится 28 и 30 июня. Новую постановку оратории в режиссерской версии Елизаветы Мороз представит труппа Нижегородского театра оперы и балета под управлением Дмитрия Синьковского, одного из ведущих российских экспертов по старинной музыке.

«Персефона. До» – пожалуйте в камский затон

Традиционно Дягилевский фестиваль представит обширную перформативную программу. Поздно вечером 23 июня в Частной филармонии танцовщик Нурбек Батулла, хореограф Марсель Нуриев, режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов представят кросс-жанровый перформанс «Därdemänd» (18+).

Это действо — своеобразное исследование связи своего народа с татарским языком, историей и мифом на стыке танца, перформанса, физического театра, поэзии и музыки.

Аудиоспектакль-променад «Персефона. До» (16+) запланирован ежедневно, начиная с 24 июня. Режиссер Евгений Маленчев и драматург Екатерина Августеняк отправят участников своего нового site-specific-проекта туда, куда в обычно вход невозможен, — в затон Пермской судоверфи. Этот аудиоспектакль основан на беседах, интервью и воспоминаниях Игоря Стравинского.
Как обычно, билеты на концерты Дягилевского фестиваля раскупают задолго до его начала. Но на какие-то события их ещё можно приобрести.

Например, на перформанс «В память о Прометее» (16+), выставку-концерт «Олег Каравайчук. Оркестр громкоговорителей» (18+), «Персефону. До» (16+), концерты «Барокко-гала» и этнической музыки, камерный концерт квартета солистов La Voce Strumentale, сольное выступление Алексея Зуева (фортепиано) и даже оперу «Триумф времени и Разочарования» Генделя.

«Триумф Времени и Разочарования» — первая оратория Генделя, написанная во время поездки по Италии. Из-за папского запрета на оперы, который действовал тогда в Риме, композиторы писали оратории на «сюжеты морали». Такой сюжет предложил Генделю (который был в расцвете музыкальной фантазии и композиторской изобретательности) его друг, кардинал Бенедетто Памфили. В мае 1707 года партитура «Триумфа Времени и Разочарования» была закончена.

В либретто, написанном кардиналом, юная цветущая Красота стремится к удовольствиям, поощряемая Наслаждением, но Время и Разочарование наставляют ее на истинный путь…

В последние годы это сочинение довольно часто исполняется в России. Режиссер постановки, Елизавета Мороз, знакома зрителям Дягилевского фестиваля по перформансу «Мойры ФМ» и спектаклю «Спорынья», представленным в программе Дягилевфеста прошлого года.

Один из самых интересных проектов фестиваля-2023 – «Времена 300» в исполнени мультиперкуссиониста Петра Главатских. Проект посвящён 300-летию Перми и трехсотлетию со времени создания цикла «Времен года» Антонио Вивальди, одного из образцов старинной музыки.

Фрагменты из «Времен года» Вивальди вступают здесь в диалог с перкуссионным соло современной музыки, а концепция вечера выстроена вокруг идеи времени. Бесконечная циклическая смена времен года отражается в музыке разных эпох…

Фестивальный клуб: «Немхат» рулит

Одна из удивительных особенностей Дягилевского — обширная клубная программа, мероприятия которой можно посетить бесплатно, некоторые — по предварительной регистрации.

Любопытно, что в год 300-летия Перми фестивальный клуб выходит в знаковые городские пространства в союзе с пермской театральной компанией «Немхат» под управлением Александра Шумилина. Его спектакли вошли в лонг-лист «Золотой маски»-2022.

Скажем, в ночь открытия фестиваля в Частной филармонии «Триумф» в исполнении «НЕМХАТа» можно будет увидеть Балет на трамвайных путях, — в нём примет участие настоящий трамвай.

Зрители фестивального клуба смогут посетить акустический концерт на коми-пермяцком языке «К реке», спектакль «Я, кажется, умею читать в твоих красивых глазах» (он состоится в пространстве цветочного магазина), перформанс «Слегка касаться земли» на колесе обозрения в Парке Горького и оценить выставку пермских художников simple artists.

Клуб представит два концерта современной и классической музыки в исполнении московского ансамбля Île Thélème и Натальи Соколовской. Традиционно с лекциями выступят знаменитые эксперты, пройдут творческие встречи с постановщиками и артистами, а также трансляции некоторых событий основной программы. В этом году лекционная секция будет впервые усилена научно-популярным лекторием Сколтеха — о взаимоотношениях искусства и технологий, боли и биологии, генетики и гениальности.

Один из девизов фестивального клуба Дягилевского — его доступность и инклюзивность. Мероприятия клубной программы рассчитаны на людей самых разных возрастов и интересов, на жителей Перми и иногородних зрителей. Традиционно здесь представлены мастер-классы по разным видам творчества для детей, их родителей, бабушек и дедушек — от хоровых занятий для непрофессионалов «Распев» до Балета для хора бабушек и дедушек. Как обычно – проблема одна: плотность событий, где всё решает скорость зрительского выбора.

Наталья Земскова

Фото пресс-службы Дягилевского фестиваля.