СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Арт-объект решит спор о названии прикамских пирожков

Арт-объект решит спор о названии прикамских пирожков
В юбилейный для Перми год краевая газета «Звезда» побывала в гостях у известного пермского скульптора Рустама Исмагилова, автора самобытных образов, ставших своего рода точками притяжения на туристической карте города на Каме.

В юбилейный для Перми год краевая газета «Звезда» побывала в гостях у известного пермского скульптора Рустама Исмагилова, автора самобытных образов, ставших своего рода точками притяжения на туристической карте города на Каме. Художник рассказал, почему скульптура посикунчика вызвала яростные споры, каким мог быть памятник Татищеву и как металлолом превращается в произведение искусства.

Постоянно возникают споры и дискуссии о том, как нам украсить любимый город, как подчеркнуть его достопримечательности, рядом с которыми можно и поразмышлять об истории и традициях Пермского края, и назначить свидание, и просто прогуляться, получая эстетическое удовольствие. Искусство Рустама Исмагилова как раз связано с такими самобытными образами. И неудивительно, что его работы получают широкий общественный резонанс. Темы, с которыми работает художник, близки многим из нас.

Рустам является автором таких известных работ, как «Пермяк – соленые уши». Арт-объект стал одним из символов города, хотя на момент создания это было далеко неочевидно. Но получилось попадание в десятку. Авторству Исмагилова принадлежат часы, отсчитывавшие время до 300-летия краевой столицы, памятник водопроводчику и произведение «Поси(е)кунчик» – пирожок, традиционное лакомство уральцев. Произведения Рустама органично вписываются в городской пейзаж, понятны и близки пермякам, отличаются остроумной подачей.

Как рассказал Рустам Исмагилов корреспонденту «Звезды», ему интересно работать не с традиционными мемориальными образами, а в условной игровой манере. Художник хочет создавать своими произведениями хорошее настроение у людей, чтобы рядом с его работой можно было изобразить забавную фотосценку, сделать веселый портрет в образе пермяка – соленые уши или, например, потереть бронзовый посикунчик на счастье.

Причем, говорит Исмагилов, он поместил на тарелке два пирожка, подписав их посИкунчик и посЕкунчик. В Перми не утихают споры, как правильно. И арт-объект дает возможность определить вариант, используемый чаще. Какой поси(е)кунчик будут тереть на счастье чаще, тот вариант и будет правильным.

Конечно, Исмагилов создает не только работы, призванные дарить людям улыбку. Рустам участвовал в конкурсе проектов памятника Василию Татищеву.

– У нас была огроменная арка, восемь на двенадцать метров, ангел золотой сверху, и внизу Татищев стоит, – вспоминает Исмагилов.

А почему бы нет? И пусть Разгуляй уже украшает прекрасная скульптура Татищева работы Анатолия Уральского. Но у нас наверняка найдется место и для других художественных трактовок знаменитого основателя Перми. Конечно же, в краевой столице будут памятники и другим отцам города той поры, и ждет нас не один юбилей, к которому можно приурочить открытие новой скульптуры. Но зачем тянуть? У Исмагилова есть мысли, как увековечить образ губернатора Карла Модераха.

Как рассказала «Звезде» кандидат искусствоведения, член Союза художников России Анна Крохалева, многие работы известного пермского скульптора Рустама Исмагилова, посвященные истории города и края, стали узнаваемыми символами Перми.

– Молодой художник всегда точно чувствует пульс современной городской жизни. Скульптуры и арт-объекты: «Пермяк – соленые уши»

(в соавторстве с А. Матвеевым), «Памятник водопроводчику», недавно созданные «Посикунчик» и «Часы обратного отсчета до 300-летия Перми», изображения различных животных, сделанные из металла, вызывают у пермяков и гостей города большой интерес и теплые чувства, – говорит эксперт.

По словам искусствоведа, оригинальные по замыслу и технике произведения Рустам Исмагилов часто создает из отработанного материала (деталей сельхозтехники, конской упряжи, автомобилей). Формы старых «железяк» приобретают новые художественные и подчас философские смыслы. Само их преображение становится символом мощной творческой энергии человека, отметила Крохалева.

Пермские бренды

Краевед Оксана Усталова отмечает появление молодых художников, которые создают свои произведения с опорой на региональную историю и местные бренды.

– Один из них – Рустам Исмагилов. Родившийся в Прикамье и преданный своей малой родине, он через свои скульптуры говорит о традициях, промыслах нашего региона, рассказывает о его самобытности, трудолюбии и мастерстве пермяков, – рассказала краевед.

По словам Оксаны Усталовой, Пермскому краю есть чем гордиться: пермский звериный стиль, деревянная скульптура, обвинская роспись, и это – только малая часть тех жемчужин, которые украшают наш регион.

– Есть у нас в крае и знаковые имена: губернатор Модерах, импресарио Дягилев, доктор Граль, изобретатель радио Александр Попов, трагически погибший в Перми Великий князь Михаил Романов. Эти имена в той или иной мере уже обрели материальное воплощение в культурном пространстве Перми, а именно в скульптурных, живописных, литературных формах. Но, думается, на сегодня культурно-символическое пространство Перми находится только на этапе его заполнения, – полагает эксперт.

Сергей Крюков

Справка

Исмагилов Рустам Равилевич (46 лет) – пермский художник и скульптор. Работает с металлом, льдом, снегом и другими материалами в различных направлениях, включая монументальную скульптуру. Многократный призер фестиваля снежной и ледовой скульптуры «И снег, и лед и пламень».