В Пушкинке открылась выставка картин двадцати пермских художников — Звезда

В Пушкинке открылась выставка картин двадцати пермских художников

17 февраля, 10:42

В Перми открылась выставка «Акварельное настроение» (12+). Практически каждый из нас с детства, со школы сталкивался с такого рода творчеством: в ранце, наряду с учебниками и тетрадками, часто лежала коробочка с акварельными красками. Казалось бы, ну что серьезного можно ждать от детских красок? Но какими чарующими в своей искренности и гениальными в своей простоте получаются картины мастеров. Смотрите сами!

Свой взгляд

Акварель – известнейшая художественная техника, уходящая корнями в глубокое прошлое. Еще древние китайцы славились своими тонкими изысканными и лаконичными акварельными природными композициями с философским подтекстом. Да и сейчас большинство художников не обходится без акварели: нужно ли создать набросок декорации или эскиз театрального костюма, пейзаж или дружеский шарж, все, что угодно, акварель здесь – простой и доступный путь к созданию шедевра.

О специфике пермского «Акварельного настроения» «Звезде» рассказала председатель секции графики пермского отделения Союза художников России, куратор выставки Ксения Козлова. Она отмечает, что речь идет о групповой выставке произведений пермской графики.

– Спектр акварельных прие­мов позволяет раскрыть многие стороны реальной жизни: от нежного солнечного освещения и ярких красок до разнообразия фактуры материалов, – подчеркнула Козлова.

Экспозицию составляют порядка 40 работ двадцати художников Пермского края. На выставке представлены картины как известных пермских авторов – Игоря Одинцова, Валентина Жданова, Ирины Лавровой, Галины Курбатовой, Виктора Остапенко, так и нового поколения мастеров акварели – Ольги Пешковой, Константина Собянина, Виктора Белокрылова.

– У каждого из авторов свой взгляд, своя тема, свое акварельное настроение, – подчеркивает Ксения Козлова.

Как рассказала знаток искусства Валентина Худына, выставка «Акварельное настроение» продолжает серию презентаций пермской графики разных видов и техник, которая была начата на площадке Пермской центральной городской библиотеки имени Пушкина в 2022 году. В текущем 2024 году искусство пермской графики представлено акварелью во всем ее техническом и в жанровом разнообразии, уточняет Худына.

Искусствовед отмечает, что каждый художник выделяется своей стилистикой, своей исполнительской манерой работы в технике акварели.

– Преобладают лирические пейзажные мотивы, наполненные дыханием родной пермской земли. Вызывают интерес тематические композиции, разнообразно представляющие жизнь города и деревни. Запечатленные портретные образы, вписанные в пейзаж, и анималистические, соединенные с сочными натюрмортами, вызывают чувство настоящей реальности, – комментирует эксперт.

Техника акварели

Выставка «Акварельное настроение» представляет то или иное авторское прочтение темы взаимодействия человека и окружающего мира, обращает внимание Худына, и это делается в классических и в новых, нетривиальных ее решениях.

– Богатство возможностей техники акварели открывает мир в неожиданном созвучии цвета и света, в прихотливом перетекании локальных пятен и выразительности размытых силуэтов. Разнообразна цветовая палитра акварели, для которой используется поверхность той текстуры, где отмечается наибольший эффект применяемых графических средств. Чаще всего основой для акварели выбирается специальная по фактуре бумага, – рассказала эксперт в области искусства.

По словам Худыной, многие из пермских мастеров предпочитают приемы, придающие акварели живописные качества.

– В структуре выставки удачно объединены разные художественные трактовки, где разнохарактерность образов и живописная метафора рождают широкие ассоциации и смысловые взаимосвязи, – подытожила Валентина Ивановна.

Главой пермской «акварельной школы», сложившейся еще в 1960-е годы, по праву считается Иван Степанович Борисов (1925–1995), рассказывает искусствовед Анна Крохалева.

– Он был своего рода мая­ком для многих художников следующих поколений. Признанными корифеями школы также являются Кузин, Собакин, Можарский, Заботин. Они заложили мощные традиции пермской акварели, создавая большие картинные листы со сложными композициями, с богатым, насыщенным колоритом, – уточнила Анна Пет­ровна.

Как обращает внимание эксперт, акварельная техника в профессиональной среде считается одной из самых сложных, с ее помощью можно добиться удивительного эффекта свечения бумаги, легкости и прозрачности цвета, получить его тончайшие нюансы.

– Но акварель часто ведет себя непредсказуемо, крас­ки моментально высыхают, а после высыхания смотрятся иначе. Техника требует виртуозного владения, что, несомненно, характеризует вышеперечисленных пермских художников. Они создают в этой технике различные по темам и жанрам произведения, щедро дарят свое акварельное настроение зрителю, – подчеркнула Анна Крохалева.

 

Сергей Крюков

Фото: Владимир Бикмаев 



Новости Mediametrics: