СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

Школьное питание в Прикамье: реально накормить ребенка на 83 рубля?

Школьное питание в Прикамье: реально накормить ребенка на 83 рубля?
В Пермском крае все школьники начальных классов питаются бесплатно. С учеников 5-11 классов плата за горячие обеды и завтраки берется, но детей из многодетных, малоимущих семей и некоторых других льготных категорий тоже кормят бесплатно.

В Пермском крае все школьники начальных классов питаются бесплатно. С учеников 5-11 классов плата за горячие обеды и завтраки берется, но детей из многодетных, малоимущих семей и некоторых других льготных категорий тоже кормят бесплатно. Дело хорошее. Однако не все дети едят в школах с удовольствием.

Некоторые отказываются от предлагаемых в школах блюд – невкусно. В чем причина? Личные пристрастия ребят, низкая квалификация школьных поваров, нехватка денег на нормальные продукты или что-то еще? Попытаемся разобраться.

Бесплатное горячее питание предоставляется с 1 сентября 2020 года всем учащимся 1-4 классов по постановлению правительства Пермского края №482-п. В результате горячие завтраки или обеды (в зависимости от смены) получает порядка 150 тысяч учащихся Прикамья – младших школьников и учеников из льготных категорий семей.

Средства на эти цели предоставляет бюджет, и регион ежегодно индексирует сумму, выделяемую на одного школьника. Так, в прошлом году норматив для начальных классов был увеличен на десять процентов. В 2022-2023 учебном году стоимость питания в начальной школе составляет 83 рубля 23 копейки, ранее она была около 79 рублей. Стоимость питания учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья выше – 115 рублей 53 копейки.

Организация питания в учреждениях среднего образования – компетенция муниципалитетов. В администрации Перми, основываясь на имеющемся опыте, полагают, что установленных сумм для того, чтобы накормить школьников, достаточно. Свидетельством тому служит тот факт, что соответствующие конкурсы по предоставлению услуг питания в школах Перми проходят в условиях конкуренции. Питание в школах организует преимущественно частный бизнес, а значит, предприниматели видят возможность заработать даже при таких расценках. К тому же есть возможность зарабатывать на сопутствующих услугах, например, продавая в буфетах ту же выпечку.

В Перми доля частников в этой сфере – 89 процентов, и только 11 процентов школ имеют своих поваров. Конкурсы на организацию школьного питания мэрия Перми проводит один раз в три года. Предприниматели, работающие в сфере организации питания, заинтересованы в выполнении условий договора. Процедуры его расторжения существуют, основания прописаны в контрактах, и в случае чего место выпавшего игрока с удовольствием займет другой, желающих достаточно.

В сфере организации питания школьников в Перми сегодня работает 37 ООО и ИП. По мнению заместителя главы администрации Перми Алексея Грибанова, недобросовестных игроков нет, такие если и были, то уже давно отсеялись. Поэтому рынок вполне сформировался, считает вице-мэр. Что ж, бизнесу, может быть, 83 руб­ля на порцию и хватает на безубыточную работу.

Но блюдо блюду рознь. Часто можно слышать от родителей, что главные потребители этих услуг – школьники младших классов –отворачиваются от предложенной еды. Что их не устраивает?

– Еда с каждым годом становится менее съедобной. То, что ребята с удовольствием ели пару лет назад, сейчас из не устраивает. На ура проходят только котлеты, их сложно испортить. Более-менее едят макароны. Про них дети говорят: «Самые дешевые, наверное». В остальные дни дают кашу. Ее едят редкие школьники – бе-е-е-е, невкусно. Большинство ребят в такие дни совершают набеги на школьный буфет и покупают кондитерские изделия. Иногда, по рассказам детей, в буфете продают сосиски в тесте. Стоит вроде недорого, но мы-то, взрослые, знаем, какие сосиски кладутся как правило в такую выпечку. Рыбу дети почти не едят. Во-первых – не вкусно, во-вторых – не приучены. Многим ли доступна качественная рыба, чтобы приучать ребенка есть ее? Попить обычно дают просто черный чай или чай с молоком. Иногда – компот или морс. В общем, два года назад дети, которые нормально ели в школьной столовке, сейчас от нее категорически отказываются, – перечисляет претензии своих детей к школьной столовой мама учеников начальных классов.

Она попросила не указывать фамилию семьи и номер школы, чтобы не провоцировать охоту на ведьм.

С ней можно согласиться, потому что многие родители могут рассказать и рассказывают что-то подобное. Негативных отзывов о качестве школьной еды множество и появились они не вчера. Еще в 2020-2021 годах при Общественной палате Пермского края была создана комиссия по контролю качества питания в школах региона. В этой комиссии работал Арутюн Арутюнян, в то время – советник председателя Общественной палаты.

Как рассказывает общественник, в 2021 году комиссия проверила 54 школы, в 2022 году – 27. Больше не успели из-за коронавирусных ограничений. Выезды общественных комиссий для проверки работы школьных столовых пришлось свернуть. Тем не менее некие общие замечания по итогам ее работы удалось сформулировать. Был также сформирован опросник для родителей, которые указывали, что их не устраивает в организации питания в конкретных учебных заведениях.

Среди наиболее часто встречавшихся замечаний были грязь в столовых, недостаточно качественно вытертые столы, плохо вымытая или имеющая сколы посуда. Что касается самой еды, то вместе с родителями общественники фиксировали такие недостатки, как разный вес порций, а также попадание в пищу посторонних предметов, например, волос. Бывало, что детям попадались дочерна пережаренный лук или морковь, а также слишком жирная пища.

По словам Арутюна Арутюняна, свои выводы комиссия передала тогда в Общественную палату, а та, в свою очередь, в минобразования Пермского края. По отзывам многих родителей, участвовавших в опросе, после этого ситуация выправлялась. Правда, некоторые замечали, что спустя 3-4 недели вновь появлялись те же самые недостатки и просили возобновить регулярный мониторинг комиссии.

Но если грязь на кухне или скол на посуде – видимый всеми недостаток, то оперировать понятиями «вкусно-невкусно», критикуя качество питания в школе, сложно. Это чрезвычайно субъективная оценка. Тем не менее каждый конкретный ребенок оценивает еду исключительно по этому критерию, и уж дело взрослых разобраться, что же стоит за этим «невкусно». Попробуем и мы.

Мы не первые, кто пытается обобщить претензии детей к школьной еде. В пермской мэрии, например, тоже признают, что предлагаемые блюда в специально разработанных видах школьного меню (несколько вариантов, их можно найти на сайтах школ) не всегда устраивают детей. И если оставить в стороне случаи использования некачественных продуктов – это изначально расценивается как вопиющие ЧП – то причину видят в том, что дома такие дети привыкли видеть совершенно иные способы приготовления одних и тех же блюд.

К примеру, банальные котлеты. Дома они нередко хорошо прожарены, в них добавлены специи, фарш от души посолен. В школе – это паровые котлетки с минимумом соли и вообще без специй. И так – по всем пунктам меню, которое разработано с уклоном в сторону «здорового питания». В результате вкусовые рецепторы ребенка, привыкшего к «шавухе с колой», на школьные блюда реагируют однозначно – фу, преснятина!

Специалисты сферы образования, конечно, советуют дома готовить еду для детей примерно по тем же принципам, что и в школе. Но в реальной жизни этому совету последовать сложно, почти нереально. Эксперты по питанию, напротив, видят решение проблемы в том, чтобы повысить уровень школьных столовых. Возможно ли это вообще, учитывая, что отпущенная в день сумма на еду для одного дошкольника – 83 рубля? «Да!» – отвечают профессионалы.

Как объясняет известный шеф-повар Станислав Абрамов (работал шефом в ресторане «Партизан», сейчас является шеф-поваром отеля «Сити Стар»), на оптовых платформах, где закупаются продукты для школьного питания, действуют совсем другие цены.

– Понять, что 83 рубля в условиях оптовых закупок вполне достаточно, очень просто. Каждый из нас хоть раз да покупал шаверму. В ней есть и курица, и овощи, и соус – достаточно, чтобы наесться взрослому человеку. Цена вопроса – 110 рублей, и в эту цену входят и налоги, и аренда, и зарплата, и многое другое. А новые заведения, торгующие шавермой, постоянно открываются. Значит, это выгодно, – рассуждает Станислав Абрамов.

Другое дело, что в отрасли школьного питания действуют жесткие ГОСТы и СанПиНы, оставшиеся чуть ли не с советских времен. Поэтому «окно возможностей» у предпринимателей, работающих в таких столовых, очень невелико.

– Я это хорошо знаю, потому что однажды решил попробовать, что это такое – кормить детей, и отработал смену в столовой детского лагеря, – улыбается шеф-повар.

В то же время производство продуктов питания с советских времен шагнуло далеко вперед как по ассортименту и технологиям, так и с точки зрения нормативных документов. Например, в ряде отраслей вместо ГОСТов для облегчения работы товаропроизводителей введены техусловия. Однако это привело к тому, что бизнес, работающий в сфере питания детей, и производители продуктов пользуются разной «нормативкой».

– Например, по ГОСТу глазировка мороженой рыбы должна составлять пять процентов. Но при современных технологиях заморозки этот показатель выше, техусловия это допускают. Так вот, чтобы получить, допустим, 100 граммов готовой рыбы, вы должны закупить 165-170 граммов исходного продукта, а по ГОСТу допускается только 140 граммов. Вот и имеем что имеем, – поясняет Станислав Абрамов.

Критикует шеф-повар и «унифицированный» подход к нормативному регулированию отрасли по всей стране.

– Что такое фрукты в Краснодаре или в Магадане? Рыба во Владивостоке или в центре России? У нас множество климатических зон, разные условия жизни, а значит, должны быть и разные подходы к питанию на юге, на севере, на Дальнем Востоке или на Урале. Это должна быть разная нормативка, – уверен шеф-повар.

Ну и, конечно, существенно изменился режим питания, его разнообразие. Станислав Абрамов отмечает, что у молодого поколения вкусовые предпочтения совсем иные, чем у более взрослой аудитории. Вкусовые рецепторы у людей разных поколений на одну и ту же пищу реагирую иначе, и это уже – научный факт.

В том, что есть жесткие нормативные требования в отношении школьного питания, нет ничего плохого, считает эксперт. Но они должны меняться, приводиться в соответствие с реалиями рынка, географии, развития общества. Заниматься этим хлопотно, поэтому остается только повторить слова шеф-повара: имеем что имеем. Но и в этих условиях школьные столовые могут быть более внимательными к своим маленьким клиентам. Есть секреты привлечения внимания и даже повышения аппетита за счет привлекательной цветовой гаммы продуктов на блюде, их раскладки. Этим шеф-повар готов поделиться со своими «школьными» коллегами, если в том будет их заинтересованность.

Напоследок напомним всем родителям: школьное питание, хоть платное, хоть бесплатное, – дело добровольное. Школа не имеет права заставлять учеников есть в школьной столовой, но предоставить такую возможность она обязана по закону. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок питался в школе, можно написать письменный отказ на имя директора. Копию отказа оставьте себе на всякий случай.

Если вы хотите, чтобы ребенок все же питался в школе, но у вас есть претензии к качеству этого питания, можно по этому поводу обратиться на горячую линию по телефону (342) 217-79-19 либо оставить свой отзыв на порталах «Госуслуги» (16+) или «Управляем вместе» (16+).