СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

 Губернатор Прикамья усилил контроль за руководителями муниципалитетов

 Губернатор Прикамья усилил контроль за руководителями муниципалитетов
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин 10 мая утвердил порядок вынесения предупреждений и объявления выговоров главам муниципалитетов с последующим их отрешением от должности­. Глава региона теперь может увольнять нерадивых глав муниципалитетов. Эксперты говорят, что появление такого указа – веление времени, и новая система поможет повысить качество управления в территориях.

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин 10 мая утвердил порядок вынесения предупреждений и объявления выговоров главам муниципалитетов с последующим их отрешением от должнос­ти. Глава региона теперь может увольнять нерадивых глав муниципалитетов. Эксперты говорят, что появление такого указа – веление времени, и новая система поможет повысить качество управления в территориях.

Как гласит подписанный Дмитрием Махониным указ, губернатор вправе выносить главам территорий предупреждения и выговоры за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий, переданных на муниципальный уровень. Делает он это на основании фактов, подтвержденных уполномоченными органами. Документы, которые фиксируют нарушение и определяют его «тяжесть», готовит администрация губернатора.

После вынесения предупреждения или выговора у главы есть месяц на то, чтобы исправить указанные недостатки в работе. Если глава территории за это время так и не исправил причины получения взыскания, и этому также есть документальные подтверждения, губернатор имеет право отрешить его от должности.

Как правило, главы муниципалитетов, включая городские и муниципальные округа, утверждаются решением депутатов местных гордум. Но кандидаты, из которых выбирают депутаты, определяют конкурсные комиссии, состав которых наполовину формирует крае­вая администрация. Таким образом, уже при избрании главы территории крае­вая власть берет на себя ответственность за то, что избранный человек будет работать ответственно и эффективно.

Однако не существует ответственности без контроля. Любой глава муниципалитета подотчетен тем, кто его выбрал. Во-первых, жителям территории через их представителей – депутатов. А во-вторых, краевой власти, поскольку она не просто участвовала в выборе главы, но и делегирует ему множество инструментов, включая финансовые, призванные повысить качество жизни в территории. То есть включаться в проекты строительства и ремонта больниц, школ, дорог, объектов благоустройства. На исполнение этих полномочий краевой бюджет выделяет муниципалитетам десятки миллиардов рублей, и с каждым годом эти суммы растут. В таких условиях приоритетным становится вопрос контроля эффективности расходования бюджетных средств.

Губернатор и правительство Пермского края постоянно ищут и находят возможности создать дополнительные механизмы финансирования тех или иных нужд территорий. Достаточно привести в пример недавно созданную на основе комплексных планов развития территорий программу «Комфортный край». Как отмечал на прошедшем 28 апреля 17-м ежегодном съезде Совета муниципальных образований Пермского края губернатор Дмитрий Махонин, на реа­лизацию положений программы на ближайшие три года предусмотрели из различных источников более 45 млрд рублей, из них почти 7 млрд рублей – из регионального бюджета.

– Средства серьезные, поэтому обращаю ваше внимание, что они должны расходоваться эффективно, каждый рубль должен направляться на решение конкретных задач: на благоустройство населенных пунктов, развитие культуры, ремонт дворов, дорог, поддержку малого и среднего бизнеса, повышение качества медицинских услуг. Конечный результат очень ждут жители региона, поэтому важно четко придерживаться планов в обозначенные сроки. Это ваша личная ответственность, – подчерк­нул Дмитрий Махонин.

К слову, вопросам развития территорий с целью создания равных условий для жителей во многом было посвящено недавнее послание губернатора депутатам Заксобрания. Комментируя послание, глава Лысьвенского округа Никита Федосеев отметил, что главы муниципальных образований и представительных органов власти должны четко понимать – все возможно, все реально, все обеспечено финансированием, нужно только приложить голову и руки.

По сути, словами о личной ответственности, сказанными на съезде Совета муниципальных образований, глава Прикамья кратко и емко описал и необходимость появления указа от 10 мая. Отметим, что этот указ во многом повторяет соответствующе положения федерального законодательства, которое дает президенту страны право объявлять любому главе региона взыскания и увольнять его, если причины для взыскания не устранены.

Таким образом усиление контроля над главами муниципалитетов продолжает курс на встраивание местного самоуправления в вертикаль власти. Это логично. Органы власти всех уровней выполняют общие задачи, а значит и правила игры для всех должны быть едины. Ведь жителей особо не интересует, чиновник какого уровня отвечают за дороги и газификацию, какого – за здравоохранение или благоустройство. И если по какому-то из направлений есть провалы, критика жителей обращена ко всей системе власти в целом.

Поэтому популярные у иных местных глав слова о том, что, мол, это – не мои полномочия, стоит исключить из употребления.


Людмила Ознобишина, политконсультант:

– Указ приводит в действие в крае несколько статей базового для местного самоуправления Федерального Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуп­равления». Тем самым местное самоуправление встраивается в вертикаль власти – через рост контроля со стороны региональной администрации за деятельностью, а вернее, за бездеятельностью глав.

Прописанная процедура вынесения предупреждения и отрешения главы – это дополнительные административно-политические рычаги влияния на главы муниципалитетов. В этом есть логика. Губернатор избирается на прямых выборах, рейтинги «партии власти» напрямую связаны с деятельностью глав местного самоуправления. Поэтому администрация губернатора в соответствии с федеральным законодательством такой рычаг воздействия на главы приобретает.

В перспективе это может повыситься качество муниципального управления. Возможно, такие меры могут привести к росту доверия граждан, ведь любое бездействие или халатное отношение к реализации госполномочий на местах сейчас имеет выход в онлайн через комментарии и обращения. И если раньше такую реакцию людей можно было игнорировать, «забалтывать», то теперь, вероятно, некоторые главы будут внимательнее реагировать на мнение людей. Ведь п. 5 статьи 36 еще никто не отменял, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Но об этой подконтрольности и подотчетности некоторые, судя по социальным сетям ОМСУ, подзабыли.


Андрей Резвых, политтехнолог:

– Наше общество вступило в новую фазу своего развития – консолидации и единения. Это требует мобилизации всей системы власти. Правила игры меняются: если раньше главы территорий могли позволять себе больше вольностей и неточностей в работе, то теперь это время прошло.

Указ соответствует федеральному тренду. Президент делегировал губернаторам большее количество полномочий. Соответственно, спрос с них тоже вырос. Логично, что и по всей вертикали губернаторы должны выстраивать схожую систему отношений. Краевая власть создала хорошую систему поощрений и стимулирования для глав МСУ. Теперь она говорит о том, что будет применять не только «пряник», но и «кнут»: более внимательно следить за выполнением поставленных задач, за оперативным реагированием на идущие из края указания.

Если глава той или иной территории не готов работать в новых реалиях – администрация губернатора получает право сначала предупреждать, а затем и вводить «внешнее управление» в такой территории.

Владислав Поспелов