СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Министр образования Пермского края рассказала о новшествах нового учебного года

Министр образования Пермского края рассказала о новшествах нового учебного года
Школьники и студенты начали новый учебный год. О том, как меняется школьная жизнь, содержание и инфраструктура образования Прикамья, в пермском эфире радио «Спутник» (16+) на волне 91,2 Fm рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

Школьники и студенты начали новый учебный год. О том, как меняется школьная жизнь, содержание и инфраструктура образования Прикамья, в пермском эфире радио «Спутник» (16+) на волне 91,2 Fm рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

– Раиса Алексеевна, сколько первоклассников в Пермском крае в этом году пойдут в школу?

– Приблизительно мы ожидаем 37 тысяч человек. Приблизительно – потому что некоторые родители подавали заявления в несколько школ, и пока точно не понятно, какую в результате они выбрали.

– Какие новшества ожидают учеников и их родителей в 2023-2024 учебном году?

– Главное, чем мы гордимся – это строительство и открытие новых школ. В этом году их открывается 17, пусть и не все примут учеников 1 сентября, но в любом случае – в этом году. Что значит новая школа? Это новые пространства, новые уроки, которые раньше не могли проводить, театры, спортивные клубы и шахматные секции – словом, существенное расширение возможностей для учеников и повышение качества образования.

Другие новшества коснутся более старших учеников: углубление в специализацию, профильное образование, погружение в профессию. Например, мы каждый год открываем пять профильных медицинских классов, в первую очередь в тех территориях, где есть острая нехватка в медицинских кадрах. Открыли две школы, где есть авиаклассы, там идет погружение в профессию авиаинженера. И так далее – есть множество профессиональных направлений, которые ученики могут попробовать. Совсем не обязательно, что после окончания школы они выберут именно эту профессию, но возможность попробовать себя в ней мы предоставляем.

– Помимо строительства школ, идут ремонты в существующих. Например, в Перми идет капитальный ремонт одной из старейшей школы № 22. В процессе реконструкции, как сообщалось, было сделано много интересных открытий. Расскажите о них, пожалуйста.

– Действительно, было обнаружено много интересных находок: старые газеты, вещи, принадлежавшие беспризорникам, печные изразцы, которые были заштукатурены. Все это очень интересно с точки зрения сохранения нашей истории.

Но еще хочу особо отметить, что эта школа вошла в число школ, которые мы ремонтируем по федеральной программе модернизации учреждений образования. Важно, что по этой программе не просто проводится ремонт здания, а школа получает новое оборудование, учебные пособия – то есть фактически становится новой школой. В Перми в программу вошли четыре школы, в трех из них ремонт закончен, сейчас идет полномасштабная реконструкция четвертой.

Ремонт школы № 22 состоит из двух частей, потому что есть историческое здание и второй корпус, который был построен в 1992 году. Он уже закончен, недавно там побывал губернатор Дмитрий Махонин и констатировал, что корпус полностью готов к приему учеников. На днях это произойдет. Первый корпус является объектом культурного наследия, поэтому здесь важна каждая деталь, и поэтому реконструкция идет гораздо медленнее. Эту часть должны сдать к декабрю.

– Вы упомянули, что в школах появятся театры. Что это за проект и для чего он нужен?

– Такая задача была поставлена Министерством просвещения России. У нас и раньше было много школьных театров, но если ранее это было добровольное начинание школ, то сейчас – обязательное требование. Я сама в свое время прошла через театр, и считаю, что это замечательная идея – дать всем детям возможность творческого развития. Кто-то попробует себя в качестве актера, кто-то будет писать тексты сценариев, кто-то шить костюмы или оформлять сцены. Театр – это целая жизнь после основных уроков. И мы дадим детям эту возможность.

Но особо подчеркну, что участие в школьном театре для самих учащихся – добровольное. Никто не станет туда загонять детей по приказу, упаси бог! Кто-то, может быть, пойдет в спортивную секцию, выбор которых также разно­образен. Или ребенка заинтересует музей, что тоже очень важно. Музейная педагогика – это огромное поле, на котором можно находить для развития много интересного.

– Вы сказали про музеи. Музей – это в первую очередь изучение краеведения, истории своей малой родины и элемент патриотизма. А что еще делается с точки зрения патриотического воспитания в школах?

– Патриотическое воспитание – это в первую очередь воспитание любви к своей малой родине и к Родине в целом. И тут не может быть какой-то одной схемы, везде все по-разному. У каждой школы есть свое направление музея, у каждого поселения есть своя история, о которой должны знать все.

Но есть и общее для всех. Все знают, что каждый понедельник мы начинаем с поднятия флага России и исполнения гимна. Я присутствовала на таких линейках много раз и могу сказать, что это никакой не формализм: ребята очень трепетно относятся к ритуалу, практически все знают гимн и его исполняют. Во всех школах оборудованы места для торжественного поднятия флага, получили флагштоки.

Затем проводятся «Разговоры о важном». Методические рекомендации разработаны федеральным Минпросвещения, но мы имеем полное право дополнять их, насыщать региональными акцентами. Могу сказать, что за тот год, который проводятся «Разговоры о важном», у нас многое получилось. Я много общаюсь с ребятами, и многие из них говорят, что эти уроки для них – одни из самых любимых.

Еще одно направление – поисковое движение. Для тех, кто этим занимается, поисковая работа настолько важна, что вокруг нее, можно сказать, вся остальная жизнь строится. Найти такую точку притяжения, увлечь ребят – самое главное в патриотическом воспитании.

– Хочется поговорить о школьных дворах. Со времен нашего детства они сильно изменились: стали спортивными, насыщенными жизнью, которая не прекращается здесь даже после окончания занятий. Как сегодня развиваются школьные дворы?

– «Школьный двор» – это часть краевой программы «Комфортный край». Создание этой программы – идея губернатора Дмитрия Махонина. Задача программы – преобразить к лучшему населенные пункты края и, в частности, территории школьных дворов.

Сейчас в программе 40 школ, то есть в каждом муниципалитете выбрана школа, которая должна сделать свой двор буквально идеальным. Что такое идеальным? Во-первых, красивым. Во-вторых, функциональным. В-третьих, чистым, в-четвертых, спортивным, в-пятых, без­опасным, освещенным. Наконец, преобразовать пространство так, чтобы здесь можно было проводить уроки на открытом воздухе.

При этом школьные дворы преобразуют сегодня не только те школы, которые вошли в программу, но и многие другие. Они не хотят ждать своей очереди по программе и стремятся приводить в порядок свои пришкольные территории. Буквально на днях мы были в Чаковском, где одна из школ как раз заканчивает обустройство своего двора. Просто красота! Разделение на зоны для взрослых и детей посадками зеленых насаждений, малыми архитектурными формами. Такое пространство действительно притягивает к себе не только во время занятий, но и во внеурочное время.

– В завершение разговора – несколько слов о межвузовском кампусе, который должен появиться в Пермском крае. Судя по планам, это какое-то совершенно новое слово в организации образовательного пространства?

– Действительно, это уникальный проект и уникальное место. Оно будет построено, конечно, в первую очередь для студентов, но также и для всех жителей Перми и Пермского края. По сути, это еще один новый центр Перми. Здесь уже расположился медицинский кластер, появляются дороги, будет бассейн. Будут созданы все условия для проживания и учебы, и мы надеемся, что к нам поедут студенты из других городов страны и других стран, и наш город будет с полным правом называться студенческим городом.

Мы и сейчас имеем два вуза, которые занимают высшие строчки в вузовских рейтингах: ПГНИУ и пермский политех. Постоянно усиливают свои позиции медицинский университет, аграрный университет, педагогический. Все большей популярностью пользуется Чайковская академия физкультуры и спорта. Сегодня все регионы борются за студентов, и мы должны предлагать лучшие программы, лучшие условия. Мы должны и дальше открывать школы при наших вузах – сегодня такого нет нигде, кроме Москвы и вот теперь Перми. И уже сегодня можно сказать точно, что мы двигаемся в правильном направлении.

Владислав Поспелов