Прогноз: риски провалов грунта в Перми будут расти — Звезда

Прогноз: риски провалов грунта в Перми будут расти

2023 , 15:30

На прошлой неделе Пермь обсуждала происшествие на улице Подлесной, где из-за провала грунта на дороге образовалась яма. В нее провалилась «газель». К счастью, никто не пострадал. Разбираемся, что это было и может ли инцидент повториться.

В 11 часов 24 марта в диспетчерские службы поступила информация о провале грунта на перекрестке шоссе Космонавтов и улицы Подлесной. Как позже выяснилось, причиной возникновения ямы стал авария на коллекторе. Это железобетонная труба диаметром полтора метра, закопанная на глубину четыре метра. По ней сливаются стоки с двух городских районов.

Обслуживает коллектор компания «НОВОГОР-Прикамье». Ее сотрудники, прибыв на место происшествия и обследовав провал, пришли к выводу о разрушении верхнего свода трубы. Позднее была названа причина: газовая коррозия 50-летней железобетонной трубы и рост нагрузки во время паводка.

К полудню движение на дороге частично перекрыли, а МКУ «Гортранс» перенаправило движение общественного транспорта по более безопасным маршрутам. В то же время «газель» достали из провала. В течение дня со всеми инстанциями был согласован фронт работ, и на объект вышли сразу две ремонтные бригады.

К утру 25 марта раскопки достигли десяти метров в длину и шесть метров в ширину. Получив доступ к коллектору, ремонтники установили на замену разрушенному участку трубы шесть стеклопластиковых труб длиной шесть метров каждая. Затем коллектор забетонировали, яму засыпали и полностью открыли движение по дороге ранним утром 27 марта. На все про все ушло менее трех суток. В ночь на 30 марта на участке уложили асфальт.

Бывший начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Пермской области Ильдар Хайруллин, работавший также главным инженером МП «Пермводоканал», считает, что скорость реагирования компании «НОВОГОР-Прикамье» и сроки исправления ситуации были минимально возможными при сложившихся обстоятельствах.

– К сожалению, такие аварии были, есть и будут, – говорит эксперт. – В Перми примерно 140 км коллекторов, аналогичных тому, на котором случилась авария. Этим самотечным коллекторам в среднем по полвека, и этот срок является расчетным периодом их эксплуатации. По технологии они заполнены стоками наполовину, значит, относительно сухой верх трубы постоянно подвергается газовой коррозии. По сути это – мина замедленного действия. Аварии происходят и в других крупных городах, где есть коллекторы такого широкого диаметра.

Действительно, в марте 2021-го в Калининграде автомобиль провалился в яму на месте коллектора. В апреле – три провала на коллекторе в Челябинске, в конце года – несколько провалов в Казани. В прошлом году в апреле – провал на нижегородском коллекторе, в октябре – чрезвычайная ситуация в Волгограде из-за выхода стоков на поверхность и отключения от водоснабжения двух районов города. Аварии случались на коллекторах в Хабаровске, Ижевске, Краснодаре, Саранске, Йошкар-Оле, Тамбове, Воронеже, Ростове-на-Дону. Как видим, проблема не обходит стороной даже, казалось бы, благополучные города с серьезными программами федерального финансирования.

– Пермская система водоснабжения и водоотведения формировалась в 60-х и 70-х годах прошлого века, когда в эту инфраструктуру вкладывались и государство, и флагманы прикамской промышленности. По идее для обслуживания и обновления сетей нужны сопоставимые ресурсы. Но эксплуатирующий сети «НОВОГОР-Прикамье» располагает средствами, которые население платит по тарифу, и этого недостаточно для комплексного решения проблемы. Знаю, что компания обеспокоена этим, заказывает проекты реконструкции, но, думаю, одна она их не потянет, – считает Ильдар Хайруллин.

По его мнению, надо составлять план обновления сетей и идти с ним в городскую администрацию и выше – в краевое и федеральное правительство. Необходима федеральная программа, рассчитанная на 10-15 лет.

В компании подтвердили, что нормативные сроки эксплуатации железобетонных коллекторов истекли или истекают. Из-за глубины залегания их визуальное и инструментальное обследование невозможно.

– В ведении компании – более 130 км железобетонных коллекторов, построенных с конца 60-х до середины 80-х годов. За последние пять лет 12 км таких сетей мы отремонтировали. Диагностировать текущее состояние коллекторов трудно не только из-за глубины залегания, но и в связи с постоянным заполнением их стоками, которые не всегда можно переключить на резервные линии. Поэтому чаще всего мы ориентируемся на год постройки и интенсивность эксплуатации, – пояснил главный управляющий директор ООО «НОВОГОР-Прикамье» Сергей Касаткин.

Расставить приоритеты при выборе участков, подлежащих реконструкции, не просто. Стоимость обновления 1 км железобетонного трубопровода оценивается компанией в сумму от 40 до 75 млн рублей. Таким образом, на реновацию 100 км сетей требуется порядка 9 млрд рублей.

Под особым вниманием находится полученный в 2019 году в концессию главный разгрузочный коллектор (ГРК). Его диаметр превышает два метра, а глубина залегания на отдельных участках достигает 30 метров. Построенный в 80-х ГРК с тех пор должным образом не обслуживался, «НОВОГОР» его сейчас обследует и готовит проект реконструкции.

– Ежегодно мы в рамках инвестиционной и производственной программ вкладываем 1,8 млрд рублей (около 35% оборота) в реконструкцию и ремонт всего имущества, переданного нам в концессию. Это очень высокий показатель для коммунальных операторов. Остальные средства «НОВОГОР» тратит на оплату труда, на покупку ресурсов, в том числе электроэнергии и химреагентов, на эксплуатационные затраты по содержанию всего оборудования. Для обновления всей системы в том объеме, который необходим для бесперебойного водоснабжения и водоотведения, средств коммунального оператора недостаточно, – уточнил Касаткин.

Со временем без обновления труб риски провалов земли над коллекторами будут расти. И хотя коммунальный оператор на сегодняшний день справляется с текущим обслуживанием немолодых трубопроводов, возможно и городским властям стоит задуматься о стратегических планах по обновлению сетей и их софинансировании.

Ведь очевидно, что недостаточность вложенных средств в инфраструктуру в будущем может сказаться не только на развитии города, но и на безопасности его жителей.

Александр Давыдов



Новости Mediametrics: